ЭТНИЧЕСКОЕ БЫТИЕ УДИН И ПРАКТИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Как сообщали ранее, в апреле 2015 года в Итальянской Республике, г. Рим, проходила Международная научная конференция "Азербайджанская Республика и Кавказская Албания (удины)". В работе конференции участвовали ученые и специалисты, государственные и общественные деятели из Азербайджана, Италии, России, Великобритании и других стран мира. В Папском университете, в Риме, в числе участников конференции были и руководители  и активисты удинских общин Азербайджана и России: Роберт Мобили, Артем Куранов, Ричард Данакари, Оник Даллари.
      Вашему вниманию предлагается полный текст выступления Председателя Волгоградской областной общественной организации удин "Нидж" Ричард Данакари.

 

ЭТНИЧЕСКОЕ БЫТИЕ УДИН И ПРАКТИКА           ТОЛЕРАНТНОСТИ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Данакари Р.А.,

доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Волгоградский филиал)

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Позвольте уже с трибуны поприветствовать участников и гостей нашей Международной научной конференции! Позвольте поблагодарить инициаторов и организаторов нашего форума – азербайджанскую и итальянскую стороны. Особая благодарность работникам Администрации Президента Азербайджанской Республики, Международного центра мультикультурализма в Баку, послу Азербайджана в Италии господину Вагифу Садыхову за приглашение, высокую культуру и профессиональное обеспечение нашей конференции.

Хочется выразить восхищение и благодарность великому, священному и вечному городу Риму, Папскому Салезианскому Университету, в стенах которого проходит наша конференция. Соборы и дворцы, парки и скверы, улицы и площади «возвращают» нас в эпоху Античности, во времена могущества древней Римской империи, напоминают о походах полководцев Помпея, Лукулла, Марка Антония в Кавказскую Албанию. Одновременно Рим – это город великих философов, поэтов и художников: Сенеки, Цицерона, Лукреция Кара, Вергилия, Горация, Леонардо да Винчи, Рафаеля, Микеланджело. Вспоминается эпоха итальянского Возрождения, начало которому положила «Божественная комедия» Данте Алигьери, работы мыслителей Платоновской Академии во Флоренции, философия гуманизма Л. Валлы, П. Мирандолы, М. Фичино и других. Однако, несмотря на всю привлекательность древности, деяния великих мыслителей, поэтов, художников, скульпторов прошлого, разных эпох, учитывая дефицит времени, вернемся к современности.

Уважаемые коллеги! Вашему внимание предлагается тема, посвященная этническому бытию удин, теории и политике толерантности и мультикультурализма, той огромной работе, которая проводится на нашей исторической Родине – Азербайджанской Республике. Современная глоба­лизация, изменения политического, экономического, социального, культурного, информационного и гуманитарного пространства трансформируют цивилизации и культуры, народы и нации, этносы и религии. Все эти процессы осуществляются в условиях формирования новой политической картины мира, возникновения, становления и развития новых государств и обществ. Происходит радикальная трансформация прежних идей, ценностей, позиций представителей многих культур и цивилизаций, языков и религий, традиций и обычаев. Движение к новой современности, формирование информационного общества сопровождается значительными миграциями, естественной и искусственной ассимиляцией, аккультурацией народов, особенно малых этносов, в том числе и удин. Эти многогранные процессы во многом не зависят от воли и желания людей, т.е. действия законов общества носят объективный характер, противоречивы и конфликтны по своей природе и сущности.

Как известно, в 1948 году ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. В 1992 году в дополнение к ней принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Декларация наделила национальные и/или этнические меньшинства особыми правами, в дополнение к общепризнанным правам человека. Например, к нему Декларация относит: защиту со стороны государства национальной, этнической, культурной, религиозной и языковой идентичности и самобытности (ст. 1); право пользоваться собственной культурой, исповедовать свою религию и использовать свой язык в частной и общественной жизни (ст. 2.1); право участвовать в культурной, религиозной, социальной, экономической и общественной жизни (ст. 2.2); право участвовать при принятии решений, затрагивающих меньшинства на общенациональном и региональном уровнях (ст. 2.3); право создавать и осуществлять деятельность собственных объединений (ст. 2.4); право создавать и поддерживать контакты с другими членами их группы и с людьми, принадлежащими к другим меньшинствам, как в своей стране, так и за пределами государственных границ (ст. 2.5).

Все изложенные права меньшинств государство должно защищать и гарантировать следующими средствами: 1) создавать благоприятные условия, позволяющие лицам, которые принадлежат к меньшинствам, выражать особенности и развивать культуру, язык, традиции и обычаи; 2) предоставлять им соответствующие возможности для изучения родного языка или создавать систему обучения на их родном языке; 3) содействовать в изучении истории, традиций, языка и культуры меньшинств, живущих на территории страны,   и в то же время обеспечить возможность доступа к знаниям и культуре сообщества в целом; 4) предоставлять им возможность участвовать в экономическом прогрессе и развитии страны в целом; 5) учитывать законные интересы меньшинств в осуществлении национальной политики и программ, а также в планировании и реализации программ сотрудничества и помощи; 6) сотрудничать   с другими государствами в вопросах, касающихся меньшинств, включая обмен информацией и опытом в целях сохранения взаимопонимания и доверия.

Азербайджанская Республика присоединилась ко всем международным договорам, в том числе и к тем, которые относятся к правам и свободам человека, касаются прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Государство не просто декларирует, но и защищает права национальных и этнических меньшинств, связанных с их собственной историей, культурой, религией, языком, способствует сохранению традиций, конфессиональных особенностей, идентичности народов. Все этносы имеют равное право участвовать в политической, экономической, социальной, культурной и религиозной жизни страны.

Следует напомнить, что Азербайджанская Республика как самостоятельное государство появилось на мировой арене всего несколько десятилетий назад, в результате системного кризиса Советского Союза. Сегодня она функционирует как новый исторический и политический феномен, общественная реальность и культурная целостность. Внутри самого общества активно идут процессы формирования многонационального азербайджанского народа.

В настоящее время Азербайджан является суверенным государством, субъектом мировой политики и международного права, активно участвует в деятельности ООН и большинства международных организаций. За короткое время он завоевал авторитет и уважение во всем мире. Ныне одно из важнейших целей – это сохранение единства, обеспечение территориальной целостности Азербайджанской Республики, объективное, справедливое, и, конечно, только мирное решение карабахской проблемы, в рамках Устава ООН и международного права.

Рассматривая проблемы современной цивилизации, подчеркнем, что она находится в состоянии риска и неустойчивости, непрерывной динамики и развития, при­обретает новые качественные характеристики. На Земле существуют десятки цивилизаций, сотни разных культур, несколько тысяч этносов и этнических групп. Следует признать, что каждая из них является только частью современного мира, который как целостность превосходит про­стую сумму культур и цивилизаций, бытия всех этносов. Поэтому подлинным является такое знание, которое за противоречиями, конфликтами, частностями и особенностями выявляет черты всеобщности и целостности мира. Сегодня ни одна из цивилизаций или культур, ни один этнос, даже самый большой, не может претендовать на абсолютность, универсальность, навязывать свои идеи, идеалы, ценности другим, быть эталоном для всех.

На наш взгляд, наличие этнических меньшинств укрепляет различные формы вертикальных связей внутри страны, между государством и обществом, властью разных уровней и территориальными сообществами. Многонациональность, богатство и разнообразие культур способны развивать связи горизонтального типа, особенно в том случае, если на территории страны проживают не только родственные или близкие по культуре и традициям народы, но и разные этносы.

Сегодня Азербайджанская Республика обладает в этом отношении уникальным «этническим потенциалом». Здесь проживают народы, относящиеся к тюркским, иранским, кавказским и другим языковым, этническим, национальным, культурным, религиозным группам и конфессиональным общностям. Этносы детерминируют актуальность непрерывной коммуникации, необходимость поиска и развертывания широких связей для интеграции между народами и обеспечения общего диалога между ними и государством.

Как нам представляется, умелое и профессиональное государственное управление над процессами жизнедеятельности национальных и/или этнических меньшинств, так называемый патронат над ними, является важным фактором для укрепления общегосударственного единства. Эта идея соответствует философии азербайджанства, которую сформулировал и пропагандировал общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев. Кстати, еще в 90-е годы ХХ века в молодой Азербайджанской Республике, после принятия государственного суверенитета, одними из первых среди стран СНГ, был принят Указ Президента о национальных меньшинствах и этнических группах.

С тех пор прошло почти четверть века. Сегодня в Азербайджане проживают представители разных наций и этносов, национальных и/или этнических меньшинств. В обществе продолжается процесс реальной социальной консолидации и этнической интеграции. Со своей стороны государство стремится обеспечить единство в многообразии, проводит политику толерантности и мультикультурализм, развивает разные формы идентичности. На наш взгляд, одна из главных задач философии азербайджанства – обеспечение единства в многообразии, предложение этническим меньшинствам модели универсализма, подлинных прав и свобод человека, сплочение всего полиэтнического населения, формирование чувства единства и общности судеб. Настоящее и будущее Азербайджанской Республики во многом зависят не столько от того, как пойдут дальнейшие процессы строительства демократического и правового государства, а сколько от интеграции всего общества, единства всех этносов и этнических групп, живущих на ее территории.  

Рассматривая этническое бытие удин, хотелось бы признать, что сегодня интересы удин как этнического меньшинства, проживающего как в мире, так и на исторической Родине – Азербайджанской Республике, их материальное и духовное бытие, стратегия возрождения и перспективы будущего, полностью совпадают с коренными интересами многонационального азербайджанского народа, его прошлого, исторической судьбы, настоящего и будущего.

За последние десятилетия государственными и общественными деятелями, учеными, всем научным сообществом Азербайджана сделано немало, чтобы рассказать все мировой общественности о великой древней, средневековой и современной истории, науке и культуре, искусстве и архитектуре, литературе и музыке, традициях и обычаях многонационального азербайджанского народа.

   Совершая экскурс от классики к современности, отметим, что Азербайджан имеет не только богатое древнее историческое наследие, но и высокую современную материальную и духовную культуру. Могу сказать, что в современном Азербайджане делается многое для того, сохранить древнее историческое наследие, развивать науку, культуру, литературу, искусство. Хочется поблагодарить всех азербайджанских коллег, ученых, особенно историков, археологов, искусствоведов, архитекторов. Прежде всего, доктора исторических наук, профессора, член-корреспондента НАН Азербайджана Фариду Мамедову и ее коллег, в том числе и тех, кто сегодня присутствует в Риме, на Международной конференции, за самоотверженный и поистине героический труд по восстановлению и популяризации великой и славной истории многонационального азербайджанского народа, особенно античной Кавказской Албании, истории удин.

Сегодня, с трибуны нашей Международной конференции мне приходится выступать в нескольких лицах, ипостасях. Во-первых, как удин, родившийся на исторической Родине – Азербайджанской Республике, знающий о ее великих свершениях, высоком культурном и духовном наследии. Во-вторых, как ученый и патриот, который переживает за свой этнос, оказавшийся за последние четверть века, в большинстве своем, в эмиграции и диаспоре. Сегодня только на исторической Родине, в Азербайджане, удины имеют все возможности для сохранения своей древней истории и ареала обитания, языка, культуры и традиций. В-третьих, выступаю как гражданин Российской Федерации, настоящее и будущее которой во многом зависит от решения проблем в сфере федеративных и межнациональных отношений, вопросов, связанных с этническими меньшинствами, их историей и судьбой, перспективами развития.

Известно, что российское общество является намного полиэтничным и многоконфессиональным, чем большинство крупных государств мира. В настоящее время социальный портрет России можно обрисовать таким образом. В ней проживает около 200 аборигенных этносов, мирно сосуществуют представители мировых и национальных религий, нетрадиционных конфессий. За последние десятилетия в результате этнических и миграционных процессов сформировались многонациональные мегаполисы. Жизнь в таком многосоставном и полиструктурированном обществе неоднозначна и достаточно сложна, предполагает ис­кусство диалога, общения и коммуникации, стремление понять идеи и цели, культуру и ценности людей разных культур и цивилизаций, живущих вместе. Сегодня перед Российской Федерацией стоит сложнейшая задача по реализации своей модели мультикультурализма, формированию общекультурной идентичности, созданию единой российской нации. Такая задача предполагает интеграцию представителей разных культур и цивилизаций в новую социально-историческую общность – многонациональный российский народ.

Возвращаясь к исследованию бытия удин, их истории и культуры как особых феноменов, остановимся на следующих моментах. Во-первых, постижение истории, языка, культуры, религий и традиций удин предполагает применение весьма сложной и многогранной системы понятий и категорий, научных законов и закономерностей, выявление проблем и их актуальности, определение объекта и предмета, постановку целей и задач, выявление субъектов деятельности. Во-вторых, все феномены разворачиваются в особом социальном и этническом пространстве-времени, требуют исторического рассмотрения. Другими словами, проблема интерпретации «картины мира» каждого этноса, в том числе и удин, предполагает постановку следующих вопросов: кто и откуда они? Каков мир, в котором живут удины? Что определяет специфику их культуры, идентичности?

Стремясь дать ответы на эти сложнейшие вопросы феноменологического характера, заметим, что удины живут в особом этническом пространстве и этническом времени. Бытие удин, особенно на исторической Родине, насыще­но особыми «тонкими» видами социальных и культурных импуль­сов. Сегодня сравнивать их, используя только рациональные типы знания, формальную логику, практически невозможно, потому что их корни, источники находятся не только в объективной реальности, но и скрыты в глубинах их души, подсознания, тайниках культуры, которые заполнены мифами, легендами, артефактами. Известно, что люди, принадлежащие к одному языку, религии, традиции в диалоге между собой часто не задумываются о своей культурной специфике, т.к. им от рождения дано пони­мание своейидентичности, самости, своего «Я».

   Удины всегда жили в поликультурной среде, вместе с представителями разных этносов и религий. Диалог, взаимодействие и партнерство присуще им изначально, детерминировано многообразием и общностью бытия. Поэтому они всегда свободно и спокойно воспринимали и воспринимают социальные ценности и культурные коды раз­ных цивилизаций, понимали и понимают людей других культур, живущих рядом с ними. В настоящее время этническое бытие удин как совокупность деятельности, норм, традиций, убеждений и идеалов, задает значительную ценностную модель, идентичность, направления и векторы будущего развития нашего народа.

     Применение методов компаративистики, сравнение показывает, что для удин в силу своей толерантности, миролюбия и уважительного отношения к представителям иных этносов, культур, цивилизаций всегда было легко сравнивать себя и понять «жизненный мир» Другого. Они всегда жили в полиэтнической и многоконфессиональной среде, с детства знают несколько языков, уважительно относятся к религии, традициям и особенностям культуры других этносов. Поэтому для них никогда не представляло труда сравнивать ценности и традиции окружающих, людей разных национальностей и религий, сравнивать свою культуру, ее объекты, явления, знаки и символы с иной куль­турой, переноситься в другое социальное и культурное измерение.

Для научного сообщества огромный исследовательский интерес, значительную ценность представляет этническая идентичность, самость удин. Удивительно: как и каким образом, через многие тысячелетия, удины сумели сохранить собственную социальную и культурную идентичность? Как они осуществляют процедуру понимания Другого? Могу сказать, что удины, объективируя непрерывно изменяющуюся реальность, выявляя собственные культурные смыслы и их зна­чения, гармонично сосуществуют с представителями многих культур.

Нам представляется, что для понимания идентичности удин, их этничности, поиска ответов на многие вопросы исторического и современного бытия удинского этноса, следует опираться не только на логику великого философа античной эпохи Аристотеля, на его закон исключения тре­тьего. На протяжении многих и многих тысячелетий выживанию и совместному сосуществованию удин способствовала восточная традиция, опирающаяся на иную парадигму, логику диалога. Логика коммуникации и диалога удин никогда не носила характер монолога, она не требовала от собеседника, партнеров достаточно жестких и одно­значных ответов: да или нет.

   Удинская культура и традиция всегда была толерантной, она коммуникативна, внимательна и уважительна к собеседнику. В ней не принято ставить партнера перед жестким однозначным выбором и требованием однозначных ответов. Наша традиция имеет существенные отличия, в ней не принято опирать­ся только на закон исключения третьего; она диалогична и паритетна. Это всегда диалог равноправных субъектов, принятие иной логики, человека «другого» мира, несмотря на то, что собеседник является представителем «чужого» этноса, языка, религии, вообще, другой культуры или ци­вилизации.

Не секрет, что, несмотря на глобализацию и информатизацию, люди живут в системах разных координат и логик. В этих условиях нельзя интерпретировать ценности традиционных цивилизаций и древние культуры как патриархальные и отсталые, закрытые и архаичные. Логика межцивилизационных взаимодействий народов, межличностных отношений людей всегда интерсубъективна. Она предлагает смотреть на многообразие мира не просто с разных сторон, аспектов, другими глазами, а именно, глазами Друго­го.

Современный мир претерпевает непрерывную и радикальную трансформацию. В первую очередь, эти изменения затрагивают жизнь и деятельность этнических меньшинств. Бытие удина восприимчиво к достижениям модернизации и постмодернистского общества. Однако, несмотря на все сложности глобализации, здесь жи­вут в несколько другом измерении. Очевидно, что современность может использовать только синтетическую логику – пространство взаимосвязанного, взаимозависимого полиэтнического и поликультурного партнерства. Культура диалога и понимания способствует выявлению единого в различ­ном и различного в едином. Следовательно, единство различных форм в культуре поддерживается не только тождеством, но и различием их природы, гармонией, социокультурной идентич­ностью.

Этническое бытие удин и мир их идентичности можно понять, если использовать принципы диалога, герменевтики, понимающего зна­ния и дополнительности. Путь только совместного рационального и нерационального понимания является адекватным для культурного вос­приятия многообразия мира. Удины, как и представители любого этноса, прибывают в особом, символическом универсуме культуры, они не смогут просто выжить, если будет подчиняться только рациональному началу, жестким и объективным законам и закономерностям мира, строго следовать сухим фактам и жестким реалиям жизни. Напротив, человек тысячелетиями жил и продолжает жить в нерациональном мире, он сам для себя является тайной, погружен в свою историю и древние мифы, опирается на традиции и ритуалы, использует символы и знаки, лингвистические формы языка и виртуальные образы.

На наш взгляд, культуру, этику и традиции удин следует рассматривать как объективную реальность и ценностную категорию. Они сохраняют традиционность и носят динамичный характер, включают эстетическую фантазию и моральные императивы, эмоци­ональные оценки и значительные запреты, табу. Сама культура воспринимается более широко, как деятельность по производству и воспроизводству материального и духовного, рационального и нерационального: событий, фактов, мифов, легенд, артефактов, кодов, шифров.

Хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство. Говоря об удинах, отметим, что сегодня подавляющее большинство из них проживает в эмиграции и диаспоре, переехало на постоянное место жительства в другие страны. Пока многие удины сумели сохранить свою этническую идентичность, помнят свою историю, знают язык и культуру, хранят традиции. Однако жизнь вносит свои естественные коррективы, постепенно идет процесс естественной ассимиляции и аккультурации, забываются родной язык, традиции, обычаи, многие элементы быта.

Сегодня все удины, живущие как Азербайджане, так и вдали от исторической Родины, разных странах мира, искренно переживают за положение дел в Азербайджане, родном районе Габала и поселке Нидж. Свои надежды они связывают с руководством и многонациональным народом Азербайджанской Республикой, понимая, что только здесь существует позитивный настрой и необходимый потенциал, все возможности для возрождения материальной и духовной культуры Кавказской Албании, развития истории, языка, традиций, обеспечения настоящего и реальных перспектив будущего удинского этноса.

Спасибо за внимание!

Сайт сделан в мастерской Ivan-E