Новости

Удины города Иваново зарегистрировали свою организацию

В конце прошлого года в городе Иваново произошло знаменательное событие — знаменательное, в первую очередь для удинов проживающих там. 24 ноября 2013 года в одном из помещений города был созван учредительный съезд, на котором собрались представители удинской общины г. Иваново. На повестке дня стояли вопросы создания организации, выбор органов управления и Совета старейшин. По итогам обсуждений и последуюшего голосования большинством голосов было решено создать Местную общественную организацию «Национально-культурный центр удинов города Иваново Ивановской области» (МОО «НКЦ УИ»). Председателем был избран Эмиль Манджари, а в состав Совета стрейшин вошли трое аксаккалов. Основными целями вышеупомянутой оргнизаций являются создание условий для сохранения удинской культуры, традиции, языка местными удинами, проведение совместных встреч и мероприятий, а также распространение информации в городе Иваново о народности «Удины». Кроме того, МОО «НКЦ УИ» будет развивать отношения с другими удинскими общинами в разных регионах и взаимодействовать с Информационно-Координционным Центром Удинских Общин. 

syezd ivanovo

 

За прошедшие месяцы МОО «НКЦ УИ» уже провел ряд интересных мероприятий: по местному телевидению был подготовлен небольшой сюжет, рссказывющий об истории, культуре и национльной кухне удинов. Кроме этого, 7 января 2014 года была проведена Рождественская встреча, в которой приняли участие около 60 удинов. 

vstrecha na rojdestvo

 

Я желаю успехов удинам города Иваново, плодотворной работы и совместных действий на благо всего удинского народа. 

 Владислав Дабаков 

 

 

 

 

22 декабря 2013 года в генеральном консульстве Азербайджана в Актау (Казахстан) прошел день удинской культуры.

igor garajev vystavka 

22 декабря 2013 года в генеральном консульстве Азербайджана в Актау (Казахстан) прошел день удинской культуры. Мероприятие было проведено в рамках проходившего торжественного собрания, приуроченное ко Дню солидарности азербайджанцев мира 31 декабря. Инициатором приглашения представителей удинской общины города Актау стало непосредственно азербайджанское консульство, поскольку удины являются древнейшим народом, проживающим на территории Азербайджана, имеющий свою самобытную культуру, язык и традиции. Удинской общиной города Актау была представлена выставка фотографий, литературы, показан видеоматериал об удинах и прочитан доклад об истории и культуре удин. Кроме того, представители удинской общины прочитали стихотворения на удинском и казахском (государственном) языках. Затем были исполнены песни на родном языке. Среди присутствовавших были официальные лица, в том числе Аким города Актау, руководители всех национальных общин города. В перспективе удины Актау планируют зарегистрировать удинский национальный центр в городе.

gruppovoe foto aktau

Удины города Актау

makarov gramota

Консул Азербайджана вручает грамоту Макарову Варашилу

atari franc

Песни на удинском языке

gayana stix

Чтение стихотворения на удинском языке

konsul i kazarov

Аплодисменты

 

 

 

 

 

 

Qəbələnin Nic qəsəbəsində qədim Alban Çotari kilsəsi (Албанская Церковь Чотари в поселке Нидж Габалинского района). Video.

Qəbələnin Nic qəsəbəsində qədim Alban Çotari kilsəsi

Церковь Чотари в поселке Нидж Габалинского района.

http://www.azadliq.org/media/video/25169498.html

 

Доклад председателя Албано-Удинской Христианской Общины Роберта Мобили на научно-практической конференции «1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании»

На научно-практической конференции «1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании», принял участие, также, председатель Албано-Удинской Христианской Общины Роберт Мобили, выступивший с докладом "УДИНЫ И АЛБАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ". Ниже выкладывается текст доклада.

 

Уважаемые участники конференции!

Дамы и Господа !

Позвольте мне от имени удин проживающих на исторической Родине в Республике Азербайджан, то есть от нашей общины, приветствовать и поздравить Вас 1700-летием принятия христианства в Дербенте как государственной религии в рамках празднования 2000-летия основания города, а также пожелать успехов в работе конференции

Многонациональный и поликонфессиональный состав населения Азербайджана есть исторически сложившаяся реальность, которая формировалась в силу объективных этно-демографических и этнокультурных процессах. Совместное проживание носителей многих культур и языков в пределах и в составе одного государства было характерно для нашей страны на протяжении всей истории.

Интерес к удинскому языку, культуре, религии и этнографии в последнее время возродилась, благодаря научной дискуссии об языковых, религиозных и его этнических истоках[1,122]. Удины (самоназвание уди, ути) – аборигенный народ в Азербайджане один из древнейших коренных этносов Кавказа[2,5]. В нынешних же условиях в век глобализации, интеграции и распыленности удин по другим странам, увеличивает его опасность отчуждения от исторического целого, то есть от материнского пространства. На сегодня удинская нематериальная и духовная культура, сохраненный родной язык, русский как язык обучения, азербайджанский как язык государственный и религиозная восточно-христианская традиция, веками составляли и составляют основу своего рода доминирующую и объединяющую форму для всех удин[15,166]. Они остаются таковыми и поныне. Однако христианство у удин и их церковь немыслим без его носителей и паствы[8,22] – то есть она немыслима без тех, кто исповедует ислам, иудаизм, христианство и зороастризм. Общепринятое условное название удинского (утийского, удийского) этноса с небольшой серией эпиграфических, петроглифических, палимпсестовых и ряд других памятников нематериально-культурных наследий так называемой Кавказской Албании, восходит к обозна­чениям его носителей и населявшейся ими исторические области, — известных из греческой, римской, армянской, арабской и русской традиций. Удины были распространены среди племен[10,44], населявших с древнейшей поры предгорный и отчасти горный ареал юго–восточного обрамления Большого Кавказа (включая равнинную полосу Азербайджана и южную часть Республики Дагестан). Наиболее ранние упоминания о них встречаются в древнегреческих и римских источниках II-III вв. до н.э.

История христианства в Албании (Кавказской) насчитывает почти две тысячи лет[9,12]. Древнейшее пестрое население Албании, в том числе удины[5,27] - было подчинено в различное время великими империями и ее территория разделялась на провинции. Христианские общины стали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди и мученической смерти апостола Варфоломея, — что дают возможность предположить, как апостол лично, или через своих ближайших помощников первым насаждал семена Евангелии на территории Албании. Его пребывание в Албанополе (совр. Баку) неоспоримо, как и апостольская деятельность его ближайшего сотрудника Елисея. Благой Вести он начал в Чоле (Дербенте), потом Елисей прибыл в область Ути (правобережье Куры), а затем — в Киш. Древнее предание считает апостолом этого региона Елисея, — одного из 70. По другим преданиям, именно апостол Варфоломей поставил Елисея первым епископом в Гисе (совр. Шеки). Более ясное свидетельство о наличии церковной христианской удинскй общины в Албании дает история мученичества равно-апостольского Св. Елисея и его ученика Власа[24,2].

Во времена правления царя Урнайра, принявшие Крещение и христианство (313г.) синхронно с Римской Империей как государственной религии в Кавказской Албании[9,27], ее территория была разделена на провинции, которым соответствовали христианские епархии. Примером может служить северный регион с центром в Чоле (совр. Дербент).

После распада Кавказской Албании удины, как и другие народы этой страны, начали двигаться на запад, к границам Римской империи. Удины при своем движении на запад дошли до берегов Азовского моря и здесь в бассейне реки Северского Донца стали разделяться на две направлении (север и запад). В ходе этих передвижений и переселений албанских племен на Балканский полуостров и Скандинавию уже в конце VI века происходили значительные изменения в составе населения Албании. В то же время из-за военной и политической обстановки, Албанские города (Чола, Партав, Кабала и др.) переживали упадок[7,23] и многие епископские кафедры были перенесены в другие города или упразднены вовсе. Дополнительные свидетельства о жизни христиан на территории Кавказской Албании дают имена ранне-христианских святых епископов, что и подтверждают археологические находки. Известны мученики первых веков христианства: святые Варфоломей[7,122], Фаддей, равно-апостольский Елисей, его ученики и др. Христианские захоронения на территории компактного проживания удин, памятники христианского наследия, древние археологические находки, являются ярким свидетельством наличия христианской общины в регионе современного Азербайджана. В различных районах страны фиксированы и найдены христианские базилики V-VI вв., а из актов Вселенских и Поместных Соборов известны епископы в Албании. Сохранился полный список албанских католикосов. Существует различия в архитектуре храмов, символах креста, элементах христианства, представителей духовных глав и католикосатская линия. Приведенные данные показывают довольно развитую церковную организацию, богослужения, а также возникновение новых епископств при сохранении старых. Сохранились также имена иерархов которые представляли на Вселенских Соборах, мощи которых сохранились в одноименных монастырях.

В период арабского владычества на территории Кавказской Албании, самым серьезным испытанием для церкви было массовое принятие ислама албанцами. Исламизации населения способствовало и отсутствие христианской литературы на родном языке. В то же время в этих регионах параллельно действовали различные миссии для укрепления христианства. С распадом халифата во многих районах возводились новые монастыри, которые превращались в центры духовного обогащения, противостояния иноверию и воспитанию[11,27]. Со строительством храмов и организацией духовных школ, — возрождения христианства усиливалось. В числе наиболее важных центров был равнинный Партав и Чола, построенный в труднодоступной гористой местности. Население его было достаточно однородно в религиозном и социальном отношении — это были христианские купцы и ремесленники. Экономическое благосостояние и городское самоуправление определили и высокий культурный уровень жизни в городе. Большую славу стяжала ее библиотека и типография. В этих городах было более 20 храмов, которые непосредственно подчинялся архиепископу Албанскому, а затем - митрополии. Его упадок начался после разграбления ордой монголо-татар, которые в условиях феодальной анархии несколько раз подвергли ее сожжению. Чтобы избежать и сохранить свою веру, отдельные группы удин-христиан в период арабского, так и период персидского завоевания предпочитали становиться «криптохристианами»[12,215]. Они имели имена и внешнее поведение мусульман, однако в семейной жизни сохраняли христианские традиции. Наиболее типичным случаем криптохристианства - предгорный и горный регион южного склона Большого Кавказа. Это явление продолжалось и усилилась именно с конца XVII до конца XIX в. Появились в регионе и новомученики. В этот период реорганизуются митрополия и епископство, строятся новые храмы и предпринимаются систематические усилия по духовному пробуждению восточного христианства.

Колониальная политика царской России в Закавказья в начале XIX века, привела разделению территории исторического расселения удин, то есть она была включена в состав Империи. Начались попытки подчинения христианского населения восточной конфессии во власть Армяно-григорианской церкви через Эчмиадзин[13, 236]. Свидетельством этому является рескрипт Царя Николая I от 11 марта 1836 года подписавший «Положения об Армяно-григорианской церкви» [23,1-19]. Нарастающее с IX века противостояние между Албанской и Армянской церквями привело к тому, что после 1836 года фактически и юридически была упразднена Албанская церковь, а ее имущество было передано армянской. После упразднения Албанской церкви целенаправленность проводимая Эчмиадзином с помощью царской России, достигло к тому, что все албанское этнокультурное наследие было присвоено и трансформировано в армянское. Такая политика деэтнизации удин осуществлялась, прежде всего, строительством и демонтажем[18,5] церквей для албан-христиан, которых удины в знак протеста не посещали. В период подчинения удин Эчмиадзинской церкви большая часть удин перестали посещать эти церкви, — предпочитав исповедаться дома, этим и сохранили национальную идентичность[20,1-18]. Удины долгое время сопротивлялись этому, — произошло нарушение определенного иерархического соотношения церквей. Все христианское имущество и Албанские церкви с того момента сразу стали именоваться армянскими, все христианское население в том числе и удины этой земли автоматически переписали в армянское. Многие церкви были закрыты, в оставшихся богослужение велось только на армянском языке, так же как и обучение в удинских семинариях[21,33-35]. В итоге исходом этой политики для удин явился тот факт, что часть населения приняв ислам, — деэтнизировался; часть исповедуясь в Армянских церквях, — арменизировались; небольшая часть населения принял православию как Русскую, так и Грузинскую[19,177]. Но несмотря на все эти исторические перепитии и катаклизмы удины сегодня сохранились, сохранив свой язык, обычаи[8,17-35], традиции и верность к христианству Кавказской Албании. Удинская церковь сегодня является составной и неотъемлемой частью Албанской Церкви, а удины единственными правопреемниками этого христианского наследия. В конце ХIХ вв. предпринимались попытки перевода Священного Писания на удинский язык. Среди переводчиков первым упоминается М. Бежанов[3,214], который перевел Ветхий и Новый Завет, используя удинский язык и албанскую письменность на основе кириллицы[4,17].

После октябрьской революции в России, к власти в стране пришли атеисты-коммунисты. Начались политические репрессии, преследование верующих, появился документы, запрещающий любое отправление культа. Фактически она была объявлена атеистическим государством и юридически она содержала статьи о непризнании религии государством и о запрещении религиозных организаций, его деятельности и пропаганды. Гонения приняли массовый характер. Были разрушены сотни храмов, большинство монастырей, уцелевшие церкви и монастыри превращены в мастерские, склады и т. п. Священники были лишены сана, заключены в тюрьму или отправлены в ссылку, многие из них приняли мученическую смерть. Это было гонение в отношении всех религиозных общин в том числе и удин.

С момента приобретения независимости Азербайджана в рамках демократических преобразований, в стране начинается новый период истории воссоздания статуса Албанской Церкви. Распад коммунистического режима стал толчком в процессе реставрации удинских церквей и культовых храмов в Азербайджане. Началось восстановление удинской Церкви и всей религиозной жизни удинского этноса в целом. Возникла настоятельная необходимость в самостоятельности удинских религиозных общин[15,1657; 17,45]. В решении этого вопроса важную роль сыграли удины на своей исторической Родине, удинская диаспора (община) в странах СНГ, выступавшего за автокефалию, то есть самостоятельность Албанской Церкви на основе сохранившегося христианских традиции, культуры и богатого конфессионального наследия[13,235; 15,168; 17,20]. Представители удинской интеллигенции, совместно с учеными-лингвистами и теологами перевели многие церковные тексты и основные главы из Библии на удинский язык. Введен удинский язык в начальных классах средних школ, в богослужении и в литургии. Поскольку епископат и метрополия Албанской Церкви во второй половине XIX века был полностью упразднен, практически приходится удинам с нуля восстанавливать храмы, института богослужения, рукоположения и канонов церковной догматики. За 10 лет восстановлено четыре как памятники культуры и три церкви реставрированы и отремонтированы[17,35].

Удины сегодня с религиозно-языковой и относительно изолированной средой в местах компактного проживания (Нидж, Огуз) в Азербайджане являются первичным стимулом сохранения этноса, его возрождения и решающим фактором воздействия на национального самосознания для всех удин в целом. Долгое время у удин не было доказательств о своей письменности и Библии на родном языке. Недавняя находка Албанского палимпсеста с литургическими письменами на Синае доказала о наличии у удин письменности, и создали прочную основу для утверждения о том, что удины уже в V-VII вв. имели свой алфавит и духовную литературу. Это достижение доказало, что удины со своими письменами, прошли многовековой путь в эволюционном развитии как в устной речи, так и в христианстве для его дальнейшего существования вплоть до настоящего времени. Сохранения и возрождения Албанской церкви на основе удинской общины является одним из основных задач Албано-удинской христианской общины Азербайджана. Об этом было сказано многими ораторами[6,62] на международном научно-практическом конференции: «Удины: вчера, сегодня и завтра» (Нидж, 27.04.2012г.) и на праздничном мероприятии «Десятая годовщина возрождения Албано-удинской христианской общины и Удинской церкви», посвященный 1700-летию принятия христианства как государственной религии Кавказской Албании в поселке Нидж Габалинского района в места компактного проживания удина (Церковь Св. Елисея, 03.08.2013г.). Ближайшие и отдаленные, культурные, политические последствия и результаты этого события неоценимы.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

    1. Александр Дюма – «Путешествие на Кавказ». /перевод с фр. Г. Пашаева и Г. Аббасова на азерб. язык /. Глава «Удины…». Изд-во «Элм». 1985г. Стр.122-123.

    2. Алексеев М.Е., Майсак Т.А., Ганенков Д.С., Ландер Ю.А. – «Удинский сборник /грамматика, лексика, история языка/». Изд-во «Академия» РАН (Институт языкознания и Институт востоковедения России) М.,: 2008г. -446с.

    3. Бежанов М. — «Краткие сведения о Варташене и его жителях». СМОМПК, вып.. XIV, 1892г., стр. 213-262.

    4. Ворошил Гукасян — «Удинско-азербайджанско-русский словарь». Изд-во «Элм». Баку 1974г. -260с.

    5. Гусейнов Р.А. - «Удины». ИРС («Наследие»). Международный журнал. №3 (33). www.udi.az М.,: 2008г., стр. 22-25.

    6. Данакари Р.А. – «Этническое бытие удин: опыт политико-философского и феноменологического исследования». Научный журнал. «Исторические, философские, политические науки, культурология и искусствоведения». Волгоград. www.udi.az 2013. стр. 60-66.

    7. Джавадов Г.Дж., Гусейнов Р.А. - «Удины» (на азерб. языке). Историко-этнографическое исследование. Изд-во «Элм». Баку. 1999г. -256с.

    8. Кечаари Г.А. - Танец вокруг костра». /Образцы удинского фольклора/ на азерб. языке. Изд-во «Агах». Гянджа. 2001г. -78с.

    9. Мамедова Ф. Дж. - «История албан Моисея Каланкатуйского, как источник ранне- и средневековой Албании». Изд-во «Элм» Баку. 1977г.

    10. Мобили Р.Б. - «Научная и общественная деятельность». Книга. Изд-во «Адильогды». Баку. 2008г. – 216с.

    11. Мобили Р.Б. — «Этнография удин» ИРС («Наследие»). Международный Азербайджанский журнал. №3 (33). www.udi.az М.,: 2008г., стр. 26-29

    12. Мобили Р.Б. - «Удины: язык, религия, фольклор и традиции». Культурологический журнал. «Азербайджан и азербайджанцы в мире». №2. 2009г. Стр. 214-219.

    13. Мобили Р.Б. – «Место и роль удин в Албанской (Кавказской) Церкви». Статья «EuropeanAppliedSciences: modernapproachesinscientificresearches» (Европейские прикладные науки: современные подходы в научных исследованиях).18-19 февраля 2013 г., www.udi.az г. Штутгарт (Германия). С. 234-236.

    14. Раффи–«Меликство Хамсы.1600-1827гг. Изд-во «ЮниПресс СК» М.: 2009, с. 8-12. -223с.

    15. Роберт Мобили – «Албано-удинская христианская община – основа возрождения Албанской (Кавказской) церкви в Азербайджане». Труды Международной конференции «Место и роль Кавказской Албании в истории Азербайджана и Кавказа». www.udi.az Баку. 2012, с.165-172.

    16. Роберт Мобилиi — «Удинско-азербайджанско-русский словарь». Изд-во «Леман», ISBM 978-9952-8024-6-7. Баку. 2010г., 368с.

    17. Роберт Мобили - «Удины: язык, религия и этнография». Изд-во «Леман», ISBM 978-9952-8016-4-4. Баку. 2011г. 80с.

    18. Robert Mobili - «Geological interpretion of bulding materials of the historical Gabala-Sheki region in the anc;ent Caucasus Albania». www.33igc.org DVD. 6-14 august 2008. Oslo.

    19. Флоренский Павел – «Воспоминания прошлых лет. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание». М.: 1992, — 376с.

    20. РГИА (Российский Государственный Исторический Архив), Фонд 796, опись 17, ед. хр.. 1821; 1836г. Лл. 1-18.

    21. РГИА, Фонд 821, опись 150, ед. хр. 284; 1914-1915гг. Лл. 33-42.

    22. РГИА, Фонд 821, опись 7, ед. хр. 232; 1897-1910гг. Лл. 43.

    23. РГИА, Фонд 821, опись 138, ед. хр. 87; 1810г. Лл. 1-19 и 106-110.

    24. РГИА, Фонд 735, опись 5, ед. хр. 269; 1859 г. Лл. 1-9.

 

Источник: http://udi.az/articles/0203.html#more-3401 

Всероссийская научно-практическая конференция «1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании» прошла в Дербенте.

Организаторами конференции выступили администрация городского округа «город Дербент», Махачкалинская и Грозненская епархия, а также Дербентский филиал Дагестанского государственного университета.

В конференции приняли участие епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам, министр печати и информации РД Азнаур Аджиев, глава городского округа «город Дербент» Имам Яралиев, заместитель министра образования РД Назир Магомедов, заместитель министра по национальной политике РД Текрар Ахмедов, начальник отдела комитета по свободе совести и взаимодействию с религиозными организациями Правительства РД Магомедали Гапаров, глава городского округа «город Дагестанские Огни» Галим Галимов, научные сотрудники институтов культурологии, истории, археологии и этнографии из Москвы, Санкт-Петербурга, Баку, Ставрополя, Дербента, руководители вузов, ссузов и общественных организаций города.

Перед началом конференции в Покровской церкви города Дербента прошла торжественная литургия, посвященная столь знаменательной дате, которую провел епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам. После завершения службы к прихожанам обратился глава городского округа «город Дербент» Имам Яралиев. Он сказал, что празднование в Дербенте 1700-летия принятия христианства как государственной религии Кавказской Албании имеет огромное значение, так как именно с города Дербента получили распространение по территории современной России все религии. И. Яралиев рассказал об истории христианства на земле Дербента, о древнейших православных памятниках, расположенных здесь.

Непосредственно конференция началась с показа документального фильма об истории Дербента. Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился глава городского округа «город Дербент» И. Яралиев. Он, в частности, сказал: «Кавказ – колыбель древних цивилизаций, созданных народами-автохтонами, сохранил память о христианском прошлом самого древнего государственного образования на территории современной России – Кавказской Албании».

Христианская церковь Кавказской Албании ведет свою историю от времен проповеди святых апостолов. Историю христианства в Кавказской Албании можно условно разделить на 2 периода: сирофильский (апостольский) и грекофильский (с принятия христианства государственной религией).

История христианства в Кавказской Албании обязана своим зарождением благовестническим трудам святых апостолов Варфоломея и Фаддея, а также ученику святого Фаддея – Елисею. Из предания церкви известно, что один из 12-ти учеников Христовых, святой апостол Варфоломей, после проповеди Слова Божия в Малой Азии и Индии направился в Кавказскую Албанию. Здесь его проповедь имела некоторый успех (многие, видя чудеса совершаемые апостолом, уверовали во Христа), но в то же время встретила серьезное сопротивление в лице многочисленных жрецов-магов и поддерживающего их Астиага, брата правителя.

После мученической кончины в Армении святого апостола Фаддея, проповедовавшего в Нахичевани и Сюнике с прилегающими областями, один из его учеников Елисей возвратился в Иерусалим, где братом Господним Иаковом, первым епископом Иерусалимским, был рукоположен в епископы, получив в удел восточные страны. Письменные источники сообщают, что уже в 60-е годы I века н.э. (вероятно, в 62 г.н.э.), возвратившись через Персию в Кавказскую Албанию, апостол Елисей начал проповедь веры Христовой в Чоле (Чоге, Чоре) (отождествляется с Дербентом или городищем Топрах-Кала близ Дербента).

По мнению исследователей, основанному на исторических источниках, святой Елисей посетил с проповедью также ряд городов, где помимо коренных жителей были и значительные арамейско-иудейские общины: Ути, Киш (Гис), Чол (Чор), Ахты, Зрых, Мюхрек, Гельмец. За время проповеди был убит один из сподвижников Елисея. В Кише (сохранившемся до наших дней) Апостолом была построена церковь (праматерь всех церквей на востоке) и принесена бескровная Жертва. В долине Зергун, «в краю маскутов», апостол Елисей принял мученическую смерть. Тело его было брошено в яму. Во второй половине V века албанский царь Вачаган III обрел мощи святого, а над местом его мученической кончины построил часовню.

Второй период распространения христианства в Кавказской Албании связан с именем святителя Григория Просветителя. Согласно историческим сведениям, в 313 году албанский царь Урнайр (Благословенный) вместе с албанскими князьями и своим войском принимает крещение от святого Григория на реке Евфрат. С этого времени христианство провозглашается государственной религией Кавказской Албании.

Принятие албанским царем новой веры объясняется, прежде всего, глубоким внутренним убеждением. Покоренный внутренней силой слов святого Григория, а также многочисленными чудесами, Урнайр всем сердцем склоняется к евангельскому учению. Твердость его намерения доказывает и многодневный пост, который сам царь, а за ним и его войско, добровольно возложили на себя. С помощью новой религии Урнайр рассчитывает, во-первых, объединить разноплеменное государство, а во-вторых – противостоять зороастрийской Персии.

В 30-е годы IV века внук Григория Просветителя Григорис по просьбе албанских правителей был рукоположен в епископы Иверии и Албании. Прибыв в Албанию, епископ Григорис «... рукополагал иереев, убеждал их служить святым... и ревностно возгорался к апостольской истине». В 337 (или 338) году епископ Григорис принял мученическую смерть от рук маскутского царя Сенесана (Санатрука).

На пути дальнейшего распространения христианства в Кавказской Албании встал персидский царь Йездигерд II (438 - 457), пожелавший вернуть народы Албании к огнепоклонству. Восстание албанских племен в союзе с армянами и иверами за свое право исповедовать христианство закончилось кровопролитным сражением (Аварийская битва). Получив упорное сопротивление, Йездигерд признал: «Кто чему желает поклоняться – пусть и поклоняется».

Несмотря на победу в этом сражении, начинаются периодические гонения на христианство в Кавказской Албании со стороны персидских царей. Моисей Каланкатуйский сообщает: «Безнравственный и безбожный царь Персии, подобно неистовому и взбешенному больному псу, прилагал усилия подчинить себе все другие монархии и в то же самое время разрушить церкви, христианскую веру, восстановить своей властью безумное идолопоклонство. Кровь святых мучеников во Христе была пролита неправедными руками, и добродетельный народ был без числа умерщвлен безнравственными мечами».

В 487 году албанским царем становится Вачаган III Благочестивый. Вачаган провозглашает христианство официальной религией, повсеместно восстанавливает порушенные святыни, государственную политику направляет на укрепление церкви, принимает суровые меры против язычников.

Христианство в Дербенте, как и во всей Кавказской Албании, имело распространение с древнейших времен. В V-VII вв. Дербент выступал как один из главных христианских центров Восточного Кавказа. Здесь, по сообщению Моисея Каланкатуйского, находился глава христианской церкви Албании, престол которого были вынуждены перенести в Партав в связи с усилившейся хазарской экспансией: «Во второй год Хозроя (552 г.), царя царей, в начале армянского летосчисления перенесли престол патриарший из города Чога в столицу Партав, по случаю «...хищнических набегов врагов креста Господня».

Многие средневековые авторы широкое распространение в Дербенте христианства связывают с именем младшего внука правителя Армении Григория Просветителя – Григориса, основателя христианского храма. Михаил Илларионович Артамонов отождествляет с этим храмом здание Джума-мечети, приспособленное, по его мнению, арабами под мечеть лишь позднее, в первой половине VIII в. Еще один архитектурный памятник связан с распространением христианства в Дербенте. Он расположен в цитадели Нарын-Кала. Это большое крестообразное сооружение, находящееся в северо-западной части цитадели, на расстоянии около 15 метров от ее западной стены. В историческую литературу этот памятник вошел как «огромная цистерна, вырубленная в скале». И действительно, в позднесредневековое время здесь хранили воду, но первоначальное назначение этого сооружения, по мнению многих исследователей, было другое. В плане сооружение представляет собой крест. Общая длина памятника с запада на восток – 13 м, с севера на юг – 15 м, причем следует отметить, что стороны креста ориентированы по сторонам света. Обследования этой предполагаемой цистерны показали, что она не вырублена в скале, как считалось раньше, а сложена из крупных хорошо отесанных камней на известковом растворе. Культурный слой здесь достигает 8-9 м, т.е. в раннесредневековый период почти все сооружение находилось на поверхности. Позднейшие перестройки и использование этого сооружения в позднесредневековое время в качестве водохранилища оказались решающими при рассмотрении вопроса о назначении памятника, однако из поля зрения исследователей выпали необычная его планировка, строгая ориентация и монументальность. Большую роль здесь, видимо, сыграл и тот факт, что в настоящее время почти все сооружение находится ниже уровня поверхности земли. Но при исследовании планировки здания сразу бросается в глаза ее сходство с раннесредневековыми церквями Кавказа, Италии и ряда других областей. Так, церкви аналогичной планировки известны в V-VII вв. в Армении и Азербайджане. Полное сходство с планировкой данного крестообразного сооружения имеет мавзолей V в. в Равенне, а также целый ряд других раннехристианских церквей. Крестообразная планировка церквей вообще характерна для раннесредневекового Кавказа и вообще типична для VII в. Это позволяет по-новому взглянуть на назначение «крестообразной цистерны» цитадели. Планировка сооружения, его строгая ориентация, типичная для христианских культовых памятников, нахождение почти всего здания в раннесредневековое время на поверхности позволяет утверждать, что это, вероятно, раннесредневековая церковь Дербента. В пользу подобного мнения говорит и тот факт, что из пяти известных сейчас водохранилищ города ни одно не имеет столь необычной планировки. Не известны водохранилища подобной планировки и в других местах. Любопытно, что это сооружение еще не отмечено на планах XVIII в., но имеется на плане 1810 г., что позволяет предполагать использование его в качестве водохранилища лишь с XVIII в. Крестообразная планировка памятника, не характерная для водяных емкостей, более трудоемкая в сооружении, требующая большего количества материалов на планируемый объем воды, может косвенно подтверждать первоначальное использование сооружения в качестве христианского культового сооружения. Для аргументированного определения назначения памятника в раннее время следует провести его комплексное и более детальное исследование, для чего летом этого года под руководством профессора Александра Абакаровича Кудрявцева были начаты археологические изыскания, которые, надеемся, в скором времени поставят точку в этом вопросе.

Албанская церковь просуществовала фактически до 1836 года, когда особым рескриптом императора Николая I был упразднен сан албанского католикоса, а имущество албанской церкви передано Эчмиадзинскому Католикосату.

Выступивший далее епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам выразил удовлетворение тем фактом, что в конференции принимают участие и христиане, и мусульмане, и иудеи, что свидетельствует о мирном существовании представителей всех религий в древнейшем городе России. «Многонациональность и многоконфессиональность – наше драгоценное достояние, и отрадно, что в Дагестане уделяют особое внимание сохранению этого уникального разнообразия, чему наглядный пример – проводимый сегодня форум. Дербент принадлежит не только Дагестану и России, но и всей мировой цивилизации. Этот город издревле служил связующим мостом между передней Азией и Восточной Европой, здесь всегда были представлены различные этносы, культуры и религии, и именно через Дербент на Северный Кавказ пришли и иудаизм, и христианство, и ислам. Доныне на одной улице древнего города можно увидеть мечеть, православную церковь, армянский храм и синагогу. Одной из важнейших вех в истории Дербента, служившего северным форпостом Кавказской Албании, стало принятие христианства как государственной религии в 313 году. На протяжении последних десятилетий мы видим, как деструктивные силы пытаются стравить нас на национальной и религиозной почве. В этих условиях становится жизненно важным, чтобы религиозные чувства формировались в здоровой среде, а значит, особое внимание следует уделять вопросам религиозного образования, которое должно включать знакомство с историческими традициями мирного сосуществования авраамических религий», – отметил епископ. Затем доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дербентского филиала ДГУ Г. Сеидова зачитала приветственную телеграмму от Межрегионального общественного фонда содействия укреплению национального самосознания народа «Центр национальной славы», проекты которого, в частности, принесение в православные храмы России благодатного огня из Иерусалима, уже шесть лет знакомы дербентцам.

С приветственными словами к участникам конференции обратились министр печати и информации РД А. Аджиев, старший научный сотрудник Российского института культурологии Е. Ендольцева, зам. директора по научной работе Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии А. Венкова, ученый секретарь Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологи М. Степанов, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дербентского филиала ДГУ Г. Сеидова, старший научный сотрудник Бакинского государственного университета Р. Мобили.

Во второй части работа конференции прошла по секциям «История христианства на Кавказе» и «Современное состояние межрелигиозного и межкультурного диалога», где участники конференции поделились своими наработками.

 

Источник: http://www.riadagestan.ru

УДИНЫ ЮГА РОССИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. Владислав Дабаков.

УДИНЫ ЮГА РОССИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

Владислав Дабаков .

Научный журнал "Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики".
Тамбов: Издательство "Грамота", 2013. № 11 (37): в 2-х ч. Ч. I. 

http://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2013_11-1_10.pdf 

С 23 по 26 октября 2013г. в г. Тбилиси (Грузия) проходил 3-ий Международный Конгресс Кавказоведов.

С 23 по 26 октября 2013г. в г. Тбилиси (Грузия) проходил 3-ий Международный Конгресс Кавказоведов на тему: «Мультикультурализм и толерантность на Кавказе». В программе конгресса принимал участие председатель АУХО Роберт Мобили с докладом: « Языково-культурно-конфессиональная модель многообразия и терпимости в Азербайджане». Подробности на сайте АУХО по ссылке http://udi.az/articles/0197.html#more-3351

В Москве прошел круглый стол "Удины и удинский язык в России"

30 сентября в Москве в Институте языкознания РАН прошел круглый стол "Удины и удинский язык в России". Организаторами выступили сотрудники Института совместно с Информационно-Координационным Центром Удинских Общин и РОО "Московская община удин". Подробности можно прочитать на сайтах Polit.ru http://polit.ru/article/2013/10/01/ps_udi/ и Nazaccent.ru http://nazaccent.ru/content/9235-v-moskve-predstavili-bukvar-dlya-detej.html  перейдя по ссылкам.

Шахтинская община удин приняла участие в молодежном форуме толерантности в г. Шахты.

29 сентября 2013 года в г. Шахты Ростовской области по инициативе РОО КПО «Танаис», РОО МНКГА при содействии Культурно-просветительского общества греков г. Шахты «Элинико-Дон» прошел долгожданный Региональный интернациональный молодежный форум толерантности «Я, ты, он, она — вместе дружная страна».

Заложенная в 2011 году лидером греков России И.И. Саввиди традиция проведения молодежных форумов толерантности была успешно продолжена и вышла на региональный уровень.

Инициативу ростовских и шахтинских греков поддержали молодые представители удинской, армянской, русской, ассирийской диаспор г. Ростова-на-Дону и г. Шахты, прислав на форум своих делегатов.

Почетными гостями молодежного форума толерантности стали: начальник Управления информационной политики и общественных отношений Администрации г. Шахты М.М. Туков, начальник отдела по молодежной политике Администрации г. Шахты М.В. Медянников, зам. председателя Координационного совета по межнациональным отношениям при мэрии г. Шахты К.Е. Пилюкпасиди, председатель Ростовской региональной организации «Община удин»О.Н. Данилов, председатель молодежного комитета армянской общины г. Шахты С.Э. Габриэлян, исп. директор РОО КПО «Танаис» М.П. Леонова, председатель Культурно-просветительского общества греков «Элинико-Дон» г. Шахты Т.Ф. Кокоров.

 

После приветственных выступлений, форум открыла исп. директор РОО «Танаис» Милена Леонова.

Ведущие Андрей Анори и София Константиниди, прибывшие на форум в составе делегации греческого общества «Танаис», провели небольшую разминку для интернациональных команд, на которые были поделены все участники, познакомили с программой форума.

Четыре команды вступили в борьбу за звание «лучшей» и за умение принимать совместные решения и взаимодействовать в коллективе Они должны были придумать название, девиз, представить капитана и охарактеризовать каждого члена своего коллектива.

С этим заданием ребята отлично справились, проявив смекалку, находчивость и чувство юмора.

Затем команды «А мы с юга», «Улыбка», «Гринпис», «Комета» продемонстрировали свои театральные способности, переписав сценарии известных сказок и показав их в определенном киножанре.

Определить победителя игровой сессии помог импровизированный конкурс капитанов, которые должны были продемонстрировать свои таланты.

В итоге — приз зрительских симпатий достался команде «Комета», третьей была признана «Улыбка», второе место завоевала команда «Гринпис», а победителем стали «А мы с юга». Грамоты и вкусные подарки командам вручил председатель Культурно-просветительского общества греков «Элинико-Дон» г. Шахты Тариэл Феохарович Кокоров.

На конкурсе национальных блюд своими кулинарными шедеврами удивили представители удинской диаспоры, угостив всех ароматным «Пловом по-удински» и греки, представив на суд жюри популярное блюдо греческой кухни «Мелидзано».

После принятия всеми участниками мероприятия Меморандума о дружбе, который стал своеобразным итогом форума, его участники вышли на улицу и запустили в небо разноцветные шары с пожеланиями встретиться вновь.

Хочется отметить, что из-за резкого осеннего похолодания на улице вместо запланированного шахтинского Парка культуры, мероприятие прошло в помещении ресторана «Эллада», которое любезно предоставил его владелец Николай Феофилиди. По его мнению, подобные форумы на сплочение молодежи очень важны: «В городе Шахты проживают представители многих национальностей. Молодежь нужно учить уважать культуру другого народа, мирно сосуществовать, дружить, любить. Я очень рад быть сопричастным к этому».

Высокие оценки дали состоявшемуся молодежному форуму толерантности «Я, ты, он, она — вместе дружная страна» его почетные гости:


- начальник Управления информационной политики и общественных отношений Администрации г. Шахты Мурат Мухамедович Туков:

«В городе Шахты впервые проходит подобное мероприятие. Мне очень понравился его формат. Важно, что каждый участник форума представляя свою национальную культуру, вместе с тем, учился работать в интернациональной команде. Знаменательно, что этот молодежный форум толерантности, который инициировала греческая диаспора, прошел 29 сентября — в день, когда был зажжен огонь зимних Олимпийских игр «Сочи-2014».

начальник отдела по молодежной политике Администрации г. Шахты Максим Медянников:

«Все, задуманное организаторами, удалось. Была теплая атмосфера единства. Считаю, что лозунг форума поддерживался в течении всего мероприятия. Все располагало к дружескому общению. Хотелось, чтобы это мероприятие стало для города традиционным, и в следующий раз собрало еще большее число участников».


- председатель молодежного комитета армянской общины г. Шахты Сурэн Габриэлян:

«Все прошло замечательно. Мероприятие удивило новым форматом и интересной задумкой. Порадовала наша молодежь, которая выступая в интернациональных командах, проявила свои таланты и доказала, что в нашем общем доме, которым является Россия и непосредственно город Шахты, большое количество способных, креативных молодых людей, которых нужно поддерживать и продвигать. Я полностью согласен с высказыванием известного армянского полководца Гарегина Нажде «Если хочешь иметь представление о народе, посмотри на ее молодежь». Сегодняшний форум показал, что мы можем гордиться нашей молодежью.

 КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО ДОНСКИХ И ПРИАЗОВСКИХ ГРЕКОВ "ТАНАИС"

Удины Азербайджана призвали голосовать за Ильхама Алиева

БАКУ, 25 cен - Новости-Азербайджан, Кямал Али.

Азербайджан является примером толерантности для всей Европы, из которой к нам приезжают иностранцы для изучения опыта успешного совместного проживания многих национальностей и внедрения его в Европе, заявил председатель общества удин Азербайджана Роберт Мобиле.

Выступая на пресс-конференции, посвященной президентским выборам и отношением к ним национальных меньшинств, он напомнил о восстановлении албанских храмов в Азербайджане, создании общества удин, проведенных международных мероприятиях в удинском селе Нидж. На этих конференциях всему миру было заявлено о захвате армянами албанской церкви по разрешению российского Синода в 1836, когда в регионе владычествовала Россия.

«Все наши успехи в этом столетии произошли за годы президентства Ильхама Алиева. Он дважды посещал албанское село Нидж в Габалинском районе. Наши дети изучают в школе родной язык, прекрасно говорят на русском и азербайджанском языках. Наш народ развивается, удинам необходима стабильность, мы не хотим испытывать те же мучения, которые испытывают сейчас народы Сирии, Египта или Ирака. Мы поддерживаем кандидатуру И.Алиева на президентских выборах, не видя ему достойной альтернативы», - сказал Мобили.

Президентские выборы пройдут в Азербайджане 9 октября. Число официально зарегистрированных кандидатов на предстоящих выборах президента Азербайджана составило 10 человек.

Выборы президента Азербайджана проводятся раз в пять лет. Правом быть избранными на пост главы государства обладают граждане страны с высшим образованием, проживающие постоянно на территории страны в течении более 10 лет, не осужденные по тяжкому преступлению, не имеющие обязательств перед другими государствами и двойного гражданства.

Источник novosti.az 

Еще статьи...

  1. ЭТНИЧЕСКОЕ БЫТИЕ УДИН: ОПЫТ ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКОГО И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Ричард Данакари.
  2. "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЕГО РОЛЬ В АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ (НА ПРИМЕРЕ УДИН РОССИИ). Журнал "Социосфера".
  3. Ричард Данакари "ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ"
  4. Крещение удин в Удинской Церкви Святого Елисея в поселке Нидж. Послесловие.
  5. Габала стала культурной столицей СНГ
  6. Видео: Удины - потомки Кавказских Албанцев.
  7. Шашлык по-удински от Эрика Атари
  8. Председатель Албано-удинской христианской общины принял участие в презентации Национального Центра Толерантности.
  9. Председатель Волгоградской общины удин Ричард Данакари принял участие во встрече азербайджанской диаспоры посвященной 90-летию со дня рождения Гейдара Алиева.
  10. В майском номере (выпуск 11) волгоградского журнала "Дом дружбы" вышла статья об удинах.

Сайт сделан в мастерской Ivan-E