Новости

Шахтинская община удин поздравляет Ромена Даллари с избранием в депутаты городской думы г. Шахты.

Шахтинская община удин поздравляет с избранием в депутаты городской думы города Шахты нашего земляка Ромена Ониковича Даллари. Сегодня это радостная новость для нас и повод еще раз почувствовать гордость за достижения своих соплеменников. Желаем ему дальнейших успехов во всех благих начинаниях, уверены его деятельность принесет пользу всем жителям города Шахты.

Dallari R

ЭТНИЧЕСКОЕ БЫТИЕ УДИН И ПРАКТИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Как сообщали ранее, в апреле 2015 года в Итальянской Республике, г. Рим, проходила Международная научная конференция "Азербайджанская Республика и Кавказская Албания (удины)". В работе конференции участвовали ученые и специалисты, государственные и общественные деятели из Азербайджана, Италии, России, Великобритании и других стран мира. В Папском университете, в Риме, в числе участников конференции были и руководители  и активисты удинских общин Азербайджана и России: Роберт Мобили, Артем Куранов, Ричард Данакари, Оник Даллари.
      Вашему вниманию предлагается полный текст выступления Председателя Волгоградской областной общественной организации удин "Нидж" Ричард Данакари.

 

ЭТНИЧЕСКОЕ БЫТИЕ УДИН И ПРАКТИКА           ТОЛЕРАНТНОСТИ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Данакари Р.А.,

доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Волгоградский филиал)

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Позвольте уже с трибуны поприветствовать участников и гостей нашей Международной научной конференции! Позвольте поблагодарить инициаторов и организаторов нашего форума – азербайджанскую и итальянскую стороны. Особая благодарность работникам Администрации Президента Азербайджанской Республики, Международного центра мультикультурализма в Баку, послу Азербайджана в Италии господину Вагифу Садыхову за приглашение, высокую культуру и профессиональное обеспечение нашей конференции.

Хочется выразить восхищение и благодарность великому, священному и вечному городу Риму, Папскому Салезианскому Университету, в стенах которого проходит наша конференция. Соборы и дворцы, парки и скверы, улицы и площади «возвращают» нас в эпоху Античности, во времена могущества древней Римской империи, напоминают о походах полководцев Помпея, Лукулла, Марка Антония в Кавказскую Албанию. Одновременно Рим – это город великих философов, поэтов и художников: Сенеки, Цицерона, Лукреция Кара, Вергилия, Горация, Леонардо да Винчи, Рафаеля, Микеланджело. Вспоминается эпоха итальянского Возрождения, начало которому положила «Божественная комедия» Данте Алигьери, работы мыслителей Платоновской Академии во Флоренции, философия гуманизма Л. Валлы, П. Мирандолы, М. Фичино и других. Однако, несмотря на всю привлекательность древности, деяния великих мыслителей, поэтов, художников, скульпторов прошлого, разных эпох, учитывая дефицит времени, вернемся к современности.

Уважаемые коллеги! Вашему внимание предлагается тема, посвященная этническому бытию удин, теории и политике толерантности и мультикультурализма, той огромной работе, которая проводится на нашей исторической Родине – Азербайджанской Республике. Современная глоба­лизация, изменения политического, экономического, социального, культурного, информационного и гуманитарного пространства трансформируют цивилизации и культуры, народы и нации, этносы и религии. Все эти процессы осуществляются в условиях формирования новой политической картины мира, возникновения, становления и развития новых государств и обществ. Происходит радикальная трансформация прежних идей, ценностей, позиций представителей многих культур и цивилизаций, языков и религий, традиций и обычаев. Движение к новой современности, формирование информационного общества сопровождается значительными миграциями, естественной и искусственной ассимиляцией, аккультурацией народов, особенно малых этносов, в том числе и удин. Эти многогранные процессы во многом не зависят от воли и желания людей, т.е. действия законов общества носят объективный характер, противоречивы и конфликтны по своей природе и сущности.

Как известно, в 1948 году ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. В 1992 году в дополнение к ней принята Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Декларация наделила национальные и/или этнические меньшинства особыми правами, в дополнение к общепризнанным правам человека. Например, к нему Декларация относит: защиту со стороны государства национальной, этнической, культурной, религиозной и языковой идентичности и самобытности (ст. 1); право пользоваться собственной культурой, исповедовать свою религию и использовать свой язык в частной и общественной жизни (ст. 2.1); право участвовать в культурной, религиозной, социальной, экономической и общественной жизни (ст. 2.2); право участвовать при принятии решений, затрагивающих меньшинства на общенациональном и региональном уровнях (ст. 2.3); право создавать и осуществлять деятельность собственных объединений (ст. 2.4); право создавать и поддерживать контакты с другими членами их группы и с людьми, принадлежащими к другим меньшинствам, как в своей стране, так и за пределами государственных границ (ст. 2.5).

Все изложенные права меньшинств государство должно защищать и гарантировать следующими средствами: 1) создавать благоприятные условия, позволяющие лицам, которые принадлежат к меньшинствам, выражать особенности и развивать культуру, язык, традиции и обычаи; 2) предоставлять им соответствующие возможности для изучения родного языка или создавать систему обучения на их родном языке; 3) содействовать в изучении истории, традиций, языка и культуры меньшинств, живущих на территории страны,   и в то же время обеспечить возможность доступа к знаниям и культуре сообщества в целом; 4) предоставлять им возможность участвовать в экономическом прогрессе и развитии страны в целом; 5) учитывать законные интересы меньшинств в осуществлении национальной политики и программ, а также в планировании и реализации программ сотрудничества и помощи; 6) сотрудничать   с другими государствами в вопросах, касающихся меньшинств, включая обмен информацией и опытом в целях сохранения взаимопонимания и доверия.

Азербайджанская Республика присоединилась ко всем международным договорам, в том числе и к тем, которые относятся к правам и свободам человека, касаются прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Государство не просто декларирует, но и защищает права национальных и этнических меньшинств, связанных с их собственной историей, культурой, религией, языком, способствует сохранению традиций, конфессиональных особенностей, идентичности народов. Все этносы имеют равное право участвовать в политической, экономической, социальной, культурной и религиозной жизни страны.

Следует напомнить, что Азербайджанская Республика как самостоятельное государство появилось на мировой арене всего несколько десятилетий назад, в результате системного кризиса Советского Союза. Сегодня она функционирует как новый исторический и политический феномен, общественная реальность и культурная целостность. Внутри самого общества активно идут процессы формирования многонационального азербайджанского народа.

В настоящее время Азербайджан является суверенным государством, субъектом мировой политики и международного права, активно участвует в деятельности ООН и большинства международных организаций. За короткое время он завоевал авторитет и уважение во всем мире. Ныне одно из важнейших целей – это сохранение единства, обеспечение территориальной целостности Азербайджанской Республики, объективное, справедливое, и, конечно, только мирное решение карабахской проблемы, в рамках Устава ООН и международного права.

Рассматривая проблемы современной цивилизации, подчеркнем, что она находится в состоянии риска и неустойчивости, непрерывной динамики и развития, при­обретает новые качественные характеристики. На Земле существуют десятки цивилизаций, сотни разных культур, несколько тысяч этносов и этнических групп. Следует признать, что каждая из них является только частью современного мира, который как целостность превосходит про­стую сумму культур и цивилизаций, бытия всех этносов. Поэтому подлинным является такое знание, которое за противоречиями, конфликтами, частностями и особенностями выявляет черты всеобщности и целостности мира. Сегодня ни одна из цивилизаций или культур, ни один этнос, даже самый большой, не может претендовать на абсолютность, универсальность, навязывать свои идеи, идеалы, ценности другим, быть эталоном для всех.

На наш взгляд, наличие этнических меньшинств укрепляет различные формы вертикальных связей внутри страны, между государством и обществом, властью разных уровней и территориальными сообществами. Многонациональность, богатство и разнообразие культур способны развивать связи горизонтального типа, особенно в том случае, если на территории страны проживают не только родственные или близкие по культуре и традициям народы, но и разные этносы.

Сегодня Азербайджанская Республика обладает в этом отношении уникальным «этническим потенциалом». Здесь проживают народы, относящиеся к тюркским, иранским, кавказским и другим языковым, этническим, национальным, культурным, религиозным группам и конфессиональным общностям. Этносы детерминируют актуальность непрерывной коммуникации, необходимость поиска и развертывания широких связей для интеграции между народами и обеспечения общего диалога между ними и государством.

Как нам представляется, умелое и профессиональное государственное управление над процессами жизнедеятельности национальных и/или этнических меньшинств, так называемый патронат над ними, является важным фактором для укрепления общегосударственного единства. Эта идея соответствует философии азербайджанства, которую сформулировал и пропагандировал общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев. Кстати, еще в 90-е годы ХХ века в молодой Азербайджанской Республике, после принятия государственного суверенитета, одними из первых среди стран СНГ, был принят Указ Президента о национальных меньшинствах и этнических группах.

С тех пор прошло почти четверть века. Сегодня в Азербайджане проживают представители разных наций и этносов, национальных и/или этнических меньшинств. В обществе продолжается процесс реальной социальной консолидации и этнической интеграции. Со своей стороны государство стремится обеспечить единство в многообразии, проводит политику толерантности и мультикультурализм, развивает разные формы идентичности. На наш взгляд, одна из главных задач философии азербайджанства – обеспечение единства в многообразии, предложение этническим меньшинствам модели универсализма, подлинных прав и свобод человека, сплочение всего полиэтнического населения, формирование чувства единства и общности судеб. Настоящее и будущее Азербайджанской Республики во многом зависят не столько от того, как пойдут дальнейшие процессы строительства демократического и правового государства, а сколько от интеграции всего общества, единства всех этносов и этнических групп, живущих на ее территории.  

Рассматривая этническое бытие удин, хотелось бы признать, что сегодня интересы удин как этнического меньшинства, проживающего как в мире, так и на исторической Родине – Азербайджанской Республике, их материальное и духовное бытие, стратегия возрождения и перспективы будущего, полностью совпадают с коренными интересами многонационального азербайджанского народа, его прошлого, исторической судьбы, настоящего и будущего.

За последние десятилетия государственными и общественными деятелями, учеными, всем научным сообществом Азербайджана сделано немало, чтобы рассказать все мировой общественности о великой древней, средневековой и современной истории, науке и культуре, искусстве и архитектуре, литературе и музыке, традициях и обычаях многонационального азербайджанского народа.

   Совершая экскурс от классики к современности, отметим, что Азербайджан имеет не только богатое древнее историческое наследие, но и высокую современную материальную и духовную культуру. Могу сказать, что в современном Азербайджане делается многое для того, сохранить древнее историческое наследие, развивать науку, культуру, литературу, искусство. Хочется поблагодарить всех азербайджанских коллег, ученых, особенно историков, археологов, искусствоведов, архитекторов. Прежде всего, доктора исторических наук, профессора, член-корреспондента НАН Азербайджана Фариду Мамедову и ее коллег, в том числе и тех, кто сегодня присутствует в Риме, на Международной конференции, за самоотверженный и поистине героический труд по восстановлению и популяризации великой и славной истории многонационального азербайджанского народа, особенно античной Кавказской Албании, истории удин.

Сегодня, с трибуны нашей Международной конференции мне приходится выступать в нескольких лицах, ипостасях. Во-первых, как удин, родившийся на исторической Родине – Азербайджанской Республике, знающий о ее великих свершениях, высоком культурном и духовном наследии. Во-вторых, как ученый и патриот, который переживает за свой этнос, оказавшийся за последние четверть века, в большинстве своем, в эмиграции и диаспоре. Сегодня только на исторической Родине, в Азербайджане, удины имеют все возможности для сохранения своей древней истории и ареала обитания, языка, культуры и традиций. В-третьих, выступаю как гражданин Российской Федерации, настоящее и будущее которой во многом зависит от решения проблем в сфере федеративных и межнациональных отношений, вопросов, связанных с этническими меньшинствами, их историей и судьбой, перспективами развития.

Известно, что российское общество является намного полиэтничным и многоконфессиональным, чем большинство крупных государств мира. В настоящее время социальный портрет России можно обрисовать таким образом. В ней проживает около 200 аборигенных этносов, мирно сосуществуют представители мировых и национальных религий, нетрадиционных конфессий. За последние десятилетия в результате этнических и миграционных процессов сформировались многонациональные мегаполисы. Жизнь в таком многосоставном и полиструктурированном обществе неоднозначна и достаточно сложна, предполагает ис­кусство диалога, общения и коммуникации, стремление понять идеи и цели, культуру и ценности людей разных культур и цивилизаций, живущих вместе. Сегодня перед Российской Федерацией стоит сложнейшая задача по реализации своей модели мультикультурализма, формированию общекультурной идентичности, созданию единой российской нации. Такая задача предполагает интеграцию представителей разных культур и цивилизаций в новую социально-историческую общность – многонациональный российский народ.

Возвращаясь к исследованию бытия удин, их истории и культуры как особых феноменов, остановимся на следующих моментах. Во-первых, постижение истории, языка, культуры, религий и традиций удин предполагает применение весьма сложной и многогранной системы понятий и категорий, научных законов и закономерностей, выявление проблем и их актуальности, определение объекта и предмета, постановку целей и задач, выявление субъектов деятельности. Во-вторых, все феномены разворачиваются в особом социальном и этническом пространстве-времени, требуют исторического рассмотрения. Другими словами, проблема интерпретации «картины мира» каждого этноса, в том числе и удин, предполагает постановку следующих вопросов: кто и откуда они? Каков мир, в котором живут удины? Что определяет специфику их культуры, идентичности?

Стремясь дать ответы на эти сложнейшие вопросы феноменологического характера, заметим, что удины живут в особом этническом пространстве и этническом времени. Бытие удин, особенно на исторической Родине, насыще­но особыми «тонкими» видами социальных и культурных импуль­сов. Сегодня сравнивать их, используя только рациональные типы знания, формальную логику, практически невозможно, потому что их корни, источники находятся не только в объективной реальности, но и скрыты в глубинах их души, подсознания, тайниках культуры, которые заполнены мифами, легендами, артефактами. Известно, что люди, принадлежащие к одному языку, религии, традиции в диалоге между собой часто не задумываются о своей культурной специфике, т.к. им от рождения дано пони­мание своейидентичности, самости, своего «Я».

   Удины всегда жили в поликультурной среде, вместе с представителями разных этносов и религий. Диалог, взаимодействие и партнерство присуще им изначально, детерминировано многообразием и общностью бытия. Поэтому они всегда свободно и спокойно воспринимали и воспринимают социальные ценности и культурные коды раз­ных цивилизаций, понимали и понимают людей других культур, живущих рядом с ними. В настоящее время этническое бытие удин как совокупность деятельности, норм, традиций, убеждений и идеалов, задает значительную ценностную модель, идентичность, направления и векторы будущего развития нашего народа.

     Применение методов компаративистики, сравнение показывает, что для удин в силу своей толерантности, миролюбия и уважительного отношения к представителям иных этносов, культур, цивилизаций всегда было легко сравнивать себя и понять «жизненный мир» Другого. Они всегда жили в полиэтнической и многоконфессиональной среде, с детства знают несколько языков, уважительно относятся к религии, традициям и особенностям культуры других этносов. Поэтому для них никогда не представляло труда сравнивать ценности и традиции окружающих, людей разных национальностей и религий, сравнивать свою культуру, ее объекты, явления, знаки и символы с иной куль­турой, переноситься в другое социальное и культурное измерение.

Для научного сообщества огромный исследовательский интерес, значительную ценность представляет этническая идентичность, самость удин. Удивительно: как и каким образом, через многие тысячелетия, удины сумели сохранить собственную социальную и культурную идентичность? Как они осуществляют процедуру понимания Другого? Могу сказать, что удины, объективируя непрерывно изменяющуюся реальность, выявляя собственные культурные смыслы и их зна­чения, гармонично сосуществуют с представителями многих культур.

Нам представляется, что для понимания идентичности удин, их этничности, поиска ответов на многие вопросы исторического и современного бытия удинского этноса, следует опираться не только на логику великого философа античной эпохи Аристотеля, на его закон исключения тре­тьего. На протяжении многих и многих тысячелетий выживанию и совместному сосуществованию удин способствовала восточная традиция, опирающаяся на иную парадигму, логику диалога. Логика коммуникации и диалога удин никогда не носила характер монолога, она не требовала от собеседника, партнеров достаточно жестких и одно­значных ответов: да или нет.

   Удинская культура и традиция всегда была толерантной, она коммуникативна, внимательна и уважительна к собеседнику. В ней не принято ставить партнера перед жестким однозначным выбором и требованием однозначных ответов. Наша традиция имеет существенные отличия, в ней не принято опирать­ся только на закон исключения третьего; она диалогична и паритетна. Это всегда диалог равноправных субъектов, принятие иной логики, человека «другого» мира, несмотря на то, что собеседник является представителем «чужого» этноса, языка, религии, вообще, другой культуры или ци­вилизации.

Не секрет, что, несмотря на глобализацию и информатизацию, люди живут в системах разных координат и логик. В этих условиях нельзя интерпретировать ценности традиционных цивилизаций и древние культуры как патриархальные и отсталые, закрытые и архаичные. Логика межцивилизационных взаимодействий народов, межличностных отношений людей всегда интерсубъективна. Она предлагает смотреть на многообразие мира не просто с разных сторон, аспектов, другими глазами, а именно, глазами Друго­го.

Современный мир претерпевает непрерывную и радикальную трансформацию. В первую очередь, эти изменения затрагивают жизнь и деятельность этнических меньшинств. Бытие удина восприимчиво к достижениям модернизации и постмодернистского общества. Однако, несмотря на все сложности глобализации, здесь жи­вут в несколько другом измерении. Очевидно, что современность может использовать только синтетическую логику – пространство взаимосвязанного, взаимозависимого полиэтнического и поликультурного партнерства. Культура диалога и понимания способствует выявлению единого в различ­ном и различного в едином. Следовательно, единство различных форм в культуре поддерживается не только тождеством, но и различием их природы, гармонией, социокультурной идентич­ностью.

Этническое бытие удин и мир их идентичности можно понять, если использовать принципы диалога, герменевтики, понимающего зна­ния и дополнительности. Путь только совместного рационального и нерационального понимания является адекватным для культурного вос­приятия многообразия мира. Удины, как и представители любого этноса, прибывают в особом, символическом универсуме культуры, они не смогут просто выжить, если будет подчиняться только рациональному началу, жестким и объективным законам и закономерностям мира, строго следовать сухим фактам и жестким реалиям жизни. Напротив, человек тысячелетиями жил и продолжает жить в нерациональном мире, он сам для себя является тайной, погружен в свою историю и древние мифы, опирается на традиции и ритуалы, использует символы и знаки, лингвистические формы языка и виртуальные образы.

На наш взгляд, культуру, этику и традиции удин следует рассматривать как объективную реальность и ценностную категорию. Они сохраняют традиционность и носят динамичный характер, включают эстетическую фантазию и моральные императивы, эмоци­ональные оценки и значительные запреты, табу. Сама культура воспринимается более широко, как деятельность по производству и воспроизводству материального и духовного, рационального и нерационального: событий, фактов, мифов, легенд, артефактов, кодов, шифров.

Хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство. Говоря об удинах, отметим, что сегодня подавляющее большинство из них проживает в эмиграции и диаспоре, переехало на постоянное место жительства в другие страны. Пока многие удины сумели сохранить свою этническую идентичность, помнят свою историю, знают язык и культуру, хранят традиции. Однако жизнь вносит свои естественные коррективы, постепенно идет процесс естественной ассимиляции и аккультурации, забываются родной язык, традиции, обычаи, многие элементы быта.

Сегодня все удины, живущие как Азербайджане, так и вдали от исторической Родины, разных странах мира, искренно переживают за положение дел в Азербайджане, родном районе Габала и поселке Нидж. Свои надежды они связывают с руководством и многонациональным народом Азербайджанской Республикой, понимая, что только здесь существует позитивный настрой и необходимый потенциал, все возможности для возрождения материальной и духовной культуры Кавказской Албании, развития истории, языка, традиций, обеспечения настоящего и реальных перспектив будущего удинского этноса.

Спасибо за внимание!

Проблемы удинской генеалогии и антропонимики (на примере с. Нидж Габалинского района Азербайджанской Республики). С. Баширов

Сархан Баширов.

"Генеалогия народов Кавказа: Традиции и современность». Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2013. 271 с." на стр. 60 - 65

 

Проблемы удинской генеалогии и антропонимики (на примере с. Нидж Габалинского района Азербайджанской Республики)

Удинская генеалогия является одним из важных и вместе с тем крайне слабо изученных направлений удиноведения.

Исследовались родословные отдельных фамилий (Мелик-Бегларяны, Силиковы), либо же поверхностно несколько родов, как это было сделано Рауфом Гусейновым и Гамаршахом Джавадовым в книге «Удины». Они расспросили старожил и на основе собранных сведений составили родословные древа трех удинских родов, но не углублялись в их изучении (они составили родословные родов Куьраьнхой/Курановы, Гуьлмари/Гюльмаловы из Ниджа и Къумсай аьйлух/Кумсиевы из Огуза, бывш. Варташена)[1]. Этим фактически ограничиваются имеющиеся исследования по удинской генеалогии.

В силу ограниченности источниковой базы, отсутствия соответствующих методологических наработок, изучение удинской генеалогии сопряжено с целым рядом проблем и сложностей для исследователей.

Уже на этапе первичного сбора информации исследователь сталкивается с тем, что есть определенное количество людей, которые порой не знают даже имена бабушек и дедушек, не говоря о более дальних предках. При этом зачастую оказывается, что родственники старшего поколения у таких людей умерли, не передав сведений о предках. В таком случае сведения об истории этого рода можно узнать у соседей - старожил, либо же из архивных документов.

Некоторые сведения по удинской генеалогии могут дать надгробные эпитафии, но этот источник малодоступен, т.к. все надписи на надгробиях дореволюционного периода, написаны на армянском языке, который был церковным и письменным языком удин. Но дело в том, что современное поколение удин не знает этот язык, т.к. с 30-х гг. XX в. преподавание в ниджских школах ведется на русском и азербайджанском языках.

В Нидже имеется 4 удинских кладбища: Булун гаьраьмзаьлугъ (досл.: верхнее кладбище), Кала гаьраьмзаьлугъ (большое кладбище), Къаритапагъ и Пуьцуьлин гаьраьмзаьлугъ (кладбище квартала Пюцюлю)[2]. На каждом из этих некрополей хоронят усопших тех кварталов, которые расположены рядом с этим кладбищем. Два кладбища расположены близ церквей (одна из этих церквей была разрушена в 30-е гг. прошлого века). Самым большим из всех кладбищ является кладбище Кала гаьраьмзаьлугъ, расположенное в квартале Даьраьмаьлаь. Это кладбище, традиционно считается местными жителями наиболее древним, что скорее всего связано с наличием на нем большого количества древних надгробий. Кладбище делится на 3 участка: центральный — древний и относительно новые по бокам. В целом можно сказать, что древний участок кладбища разделен на несколько частей, в каждой из которых похоронены жители одного квартала.

Этот некрополь, как и все остальные в Нидже слабо изучен, но автором данной статьи ведется работа по их изучению. Так удалось выявить надгробия нескольких поколений рода Даллари, проживающего в квартале Даьллаькли (в советское и дореволюционное время в официальных документах и на надгробиях эта фамилия записывалась как Даллакян/Даллакянц). Были изучены надгробия Багдасара Погосовича Даллакянца (ум. 1881), Авана Погосовича Даллакянца (ум. 1892), Ованеса Авановича Даллакянца (ум. 1910), а также матери Ованеса Даллакянца и жены Авана Даллакянца — Гюлистан Ганкалянц (ум. 1905, Ганкалянц — ее девичья фамилия, в современном звучании Канкалов/Гангалов). Уже эти четыре надгробия дали много полезной информации, а также помогли дополнить и подтвердить информацию полученную у старожил. Так, вышеупомянутый Багдасар, по-видимому, является предком рода Бахсари (в советское время Багдасарян), который считается ответвлением рода Даллари. Аван Даллакянц назван на надгробной эпитафии мугдиси (человек, совершивший паломничество в Святую Землю). А Ованес — священником. В связи с этим нельзя не вспомнить, что в квартале Даьллаькли есть топоним «мугъдиси къоругъ» - «земельный участок мугдиси», а также тот факт, что представители рода Даллари помнят, что в их роду был священник, живший до революции. Итак, приведу краткую схему древа одной из ветвей рода Даллари:

1 Погос

2/1 Багдасар (? – 1881)

3/1 Аван (? – 1892). Жена Гюлистан Ганкалянц (? – 1905)

4/3 Ованес (? – 1910), священник.

Еще одной проблемой является то, что в Нидже много переселенцев из других сел, которые брали в жены местных девушек принимая при этом их фамилии. Как правило, это люди, переселившиеся в Нидж в годы Гражданской войны. Об этих людях известно крайне мало, зачастую лишь имя и место, откуда этот человек переселился в Нидж. Со временем настоящая фамилия переселенцев забывалась.

Вообще, стоит отметить, что в Нидже немало родов, переселившихся из других мест (в основном из Карабаха и сел Огузского и Шекинского районов). Чем позже переселился род, тем больше о нем сведений. О переселенцах более раннего периода старожилам практически ничего неизвестно. В таких случаях, кое-какую информацию может дать исследование фамилий. Так, например, в Нидже, в квартале Даьраьбагъ проживает род Панари (в советское время в официальных документах фамилия этого рода записывалась как Панян). Фамилия происходит от личного имени Пани ( + - ари – окончание удинских фамилий) – карабахской формы имени Степанос. Значит, род Панари происходит из Карабаха.

Некоторые фамилии под влиянием законов удинского языка звучат несколько иначе, чем их форма на –ян. Так, фамилии Ширванян, Чотанян, Кукунян в удинском звучат как Ширвари, Чотари, Кукари (в этих фамилиях произошло выпадение звука «н» между гласными). Форма фамилий на –ян в некоторых случаях позволяет их объяснить, напр.: фамилия Аьннаьри первоначально звучала как Антонари (в официальных документах до 90- х гг. – Антонян, Антонов).

Вообще стоит сказать, несколько слов об удинских фамилиях. Удинские фамилии до 90-х гг. XX в. в официальных документах и на надгробиях фиксировались с окончанием на – ян (Даллакян, Гукасян, Антонян, Никогосян и т.д.), а до революции – с окончанием на – янц (напр.: Аван Погосович Даллакянц, Аствацатур Восканянц, Аветис Оганджанович Чотанянц и т.д.). Однако стоит отметить, что часть удин села Нидж еще в советский период перешла на фамилии с окончанием – ов (Мутулов, Дабаков и др.). В устной же речи, фамилии на – ян и – ов не использовались, а использовались фамильные прозвища или те же фамилии с удинскими окончаниями, которые, правда по звучанию, могли несколько отличаться от фамилий в паспорте.

Сейчас удины, носят фамилии с окончаниями на – ов и удинскими окончаниями. Удинские окончания фамилий это - ари, – и, - огъой, – хо, - хой, -и аьйлух. Окончание – ари, самое распространенное, оно происходит от основы фамилии с окончанием на – и в косвенном падеже + слово «гъари» (форма слова «гъар» в косвенном падеже). Напр.: Бояхчари от бояхчигъари (> Бояхчиари > Бояхчари), где «бояхчи» - красильщик. Также и Фалчари (от фалчи «колдун, колдунья»), Аветисари (от личного имени Аветис), Даллари (от даьллаьй «парикмахер, цирюльник») и т.д. Окончание фамилий на – и, происходит от окончания косвенного падежа ед.ч. – и, напр.: Каьспаьри – (чей сын?) Каспаров. Стоит отметить, что и сейчас среди ниджцев распространен способ называния друг друга по схеме «имя отца в косвенном падеже с окончанием на – и + имя человека, о котором идет речь», напр.: Нерсеси Вачик ( т.е. Вачик Нерсесович), Карапети Валод (т.е. Валод Карапетович) и т.д.

Окончание –огъой происходит от формы косвенного падежа множественного числа, напр.: Гьаьсаьногъой (чьих? - Гасановых), типологически это окончание сходно с русским окончанием –их. Окончание –гедогъой происходит от слова гедаь «ребенок, парень» в форме косвенного падежа множественного числа. Напр.: Фалчингедогъой – «(чьих?) детей колдуна/колдуньи».

Окончание –хо – происходит от показателя множественного числа, напр.: Ваьртаьнхо «Вартановы» (при этом стоит сказать, что в официальных документах этот род называется Гукасовы). Окончание –хой происходит от формы косвенного падежа множественного числа, напр.: Куьраьнхой «Курановых». Фамилии и фамильные прозвища –огъой, -гедогъой, -хой возникли благодаря особенностям удинского языка.

В удинском языке, когда хотят узнать из какого рода человек, спрашивают «щин аьйлоьхунну?» - дословно «из чьих ты детей» (русский вариант «чьих будешь?»). Широкое использование этого выражения привело к возникновению удинских фамилий в косвенном падеже. Также у удин существует фамильное окончание –и аьйлух, типологически схожее с азербайджанским «… ушагы» (Ибрагим ушагы, Мурад ушагы и т.д.), напр.: Османи аьйлух - «дети Османа» (в официальных документах этот род известен как Мутуловы).

Что касается происхождения корней фамилий, то можно предложить несколько вариантов их классификации. По языку происхождения удинские фамилии делятся на: 1) фамилии и фамильные прозвища удинского происхождения (Мутулов, Тоцкойнов и т.д.), 2) тюркского происхождения (Даллари, Бояхчари, Мурадари), 3) армянского происхождения (Аветисари, Галустов, Мартироси), 4) неясного происхождения (Кушнари, Чотари). Также удинские фамилии можно делить на произошедшие: 1) от названия профессии или рода занятий (Даллари, Даьрзин), 2) от личного имени (Заки, Гоасари, Асатури), 3) от прозвища (Гараджари, Карадаьри), 4) неясного происхождения (Матили, Кукари).

В заключение приведена таблица удинских фамилий в их современном и разговорном звучании, а также написании советского периода.

Современная форма фамилии Форма фамилии в советское время Форма фамилии на удинском
Даллари Даллакян Даллари
Галустов Галустян/Галустов Гаьлсари
Атогой Атаян Атогъой
Закиев/Заки Закиян/Закиев Заьки
Бадалов Бадалян Баьблаьри
Лелари Лелян/Лейлиян Лелари
Дабаков/Дабакари Дабаков/Дабакян Давангедогъой
Хамаев/Хамогой Хамаян Хаьмогъой/Хаьмаь аьйлух
Ашугов/Ашувари Ашугян Ашувари
Карадари Карагедян Карадаьри
Кочиев Кочян Къочин
Данакари Данакян Данакари
Никогосов Никогосян Гьингогоси
Везиров/Везири Везирян Ваьзири
Куранов/Куранхой Куранян Куьраьнхой

 

 


[1]    Джавадов Г., Гусейнов Р. Удины: историко-этнографические исследования. – Баку: Изд-во «Элм», 1999, С. 240 – 242 (на азерб. языке; резюме на англ. и русском языках).

[2]    Также в Нидже имеется мусульманское кладбище, где хоронят азербайджанцев и лезгин

В Шахтах прошло Общее собрание руководителей и активистов удинских общин России и стран СНГ.

 

24 января 2015 г. в городе Шахты прошло Общее собрание руководителей удинских общин и активистов. На собрании присутствовали делегаты из Москвы, Краснодара, Екатеринбурга, Иваново, Таганрога, Шахты. На повестке дня стояли вопросы сотрудничества и взаимодействия Удинских общин России с Удинским Культурным Центром «Орайин» и Албано-Удинской Христианской Общиной Азербайджанской Республики, обсуждение и принятие программы и плана мероприятий, приуроченных к ежегодному празднику "День удинской культуры" 20 июля 2015 г., а также обсуждение возможности получения удинами, проживающими за пределами Азербайджана, азербайджанского гражданства как второго и подготовка соответствующего обращения к официальным властям Азербайджанской Республики.

По итогам Общего собрания было решено: поддержать оказание помощи деятельности Удинского Культурного Центра «Орайин», принять предварительный план мероприятий ко Дню удинской культуры 20 июля, поддержать единогласно обращению к президенту Азербайджана по поводу возможности приобретения азербайджанского гражданства, удинами проживающими в диаспоре. На базе принятых решений была составлена резолюция к Президенту Азербайджана господину Алиеву И.Г. Текст резолюции прилагается ниже.

kongres 1

kongres 2

kongres 3

kongres 4 

kongres 5

kongres 6

 

 Автор фото Атари Эрик, г. Шахты.

 

 ___________________________________________

 

 

Президенту Азербайджанской Республики

господину АЛИЕВУ И.Г.

от участников Общего собрания руководителей и активистов удинских общин России, Азербайджана и других стран СНГ.

 

Р Е З О Л Ю Ц И Я

 

Участники Общего собрания руководителей и активистов удинских общин России, Азербайджана и других стран СНГ, прошедшего 24 января 2015 года в г. Шахты Ростовской области Российской Федерации, обсудив актуальные вопросы

истории, языка, культуры, традиций, а также проблемы социально-экономического и

духовно-нравственного развития, приняли следующую резолюцию:

 

  1. Поддержать энергичную и многогранную деятельность Президента Азербайджанской Республики, всех органов государственной власти по сохранению территориальной целостности, укреплению единства, межнационального мира, толерантности и согласия, доверия и уважения между всеми народами страны.
  2. Признать, что интеграция общества, повышение международного авторитета, политического веса Азербайджанской Республики в мире и его многонационального народа отвечает коренным интересам удин как этнического меньшинства, его настоящего и будущего.
  3. Подтвердить, что Азербайджанская Республика является исторической Родиной удин, единственным ареалом их компактного проживания, гарантом сохранения языка, культуры, самобытности, традиций и обычаев.
  4. Просим предоставить право получения удинами, проживающими за пределами Азербайджанской Республики, азербайджанского гражданства как второго с целью сохранения и укрепления связей с исторической Родиной, защиты удинского этноса от естественной и искусственной ассимиляции, сохранения исторического и культурного наследия Кавказской Албании.
  5. Поддержать на государственном уровне проведение ежегодно (20 июля) «Дня удинской культуры» на исторической Родине – Азербайджанской Республике.
  6. Просим разработать государственную программу по сохранению и развитию удинского этноса. В соответствии с ней создать в поселке Нидж Габалинского района Азербайджанской Республики этнографический музей-заповедник под открытым небом.
  7. В рамках государственной программы развития национальных меньшинств совместно с муниципалитетом, Удинским культурным Центром «Орайин» и Албано-Удинской религиозной общиной разработать «Стратегию социально-экономического и духовно-культурного развития поселка Нидж на период 2015-2020». Включить государственную программу по культуре, образованию и архитектуре реставрацию исторических и религиозных памятников, наследия Кавказской Албании. Они необходимы для возрождения албано-удинских церквей, с целью обретения официального статуса Албано-Удинской Христианской Церкви.

В Ниджской Церкви Святого Елисея (Чотари) отпраздновали Рождество Христово.

В Ниджской церкви Святого Елисея отпраздновали Рождество Христово. Фотовыкладка на сайте АУХО: 

http://udi.az/news/0262.html 

К НОВОМУ ГОДУ И КО ДНЮ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВО ПОДГОТОВЛЕН И ВЫПУЩЕН УДИНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (ТУМАРГИР) НА 2015 ГОД

В Нидже выпустили очередной удинский календарь (тумаргир) на 2015 год.

Подробности на сайте Албано-Удинской Христианской Общины.

Перейдите по ссылке  http://udi.az/news/0259.html

В городе Шахты на территории Александровского парка национальные диаспоры города совместно с шахтинской Администрацией посадили «Дерево дружбы»

В городе Шахты на территории Александровского парка национальные диаспоры города совместно с шахтинской Администрацией посадили «Дерево дружбы» - дуб черешчатый. Участие приняла и удинская община города. Специально для такого случая были привезены с Родины саженцы дерева «чинар» в количестве 5 штук, которые были посажены там же в парке вместе с другими участниками мероприятия.

1 derevo drujbi2 derevo drujb

3 derevo drujb

4 derevo drujb

5 derevo drujb

 

6 derevo drujb

7 derevo drujb

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый документальный короткометражный фильм про удинский народ в Азербайджане и его связях с другими этносами

Новый документальный короткометражный фильм про удинский народ в Азербайджане и его связях с другими этносами (на азерб. языке).

 

Для просмотра перейдите по ссылке:  http://youtu.be/usqs5Pgcusw

 

 

 

 

 

ПОЗДРАВЛЕНИЯ В АДРЕС РОБЕРТА МОБИЛИ В СВЯЗИ С ВРУЧЕНИЕМ ЕМУ ОРДЕНА "ШОХРАТ" (ОРДЕН СЛАВЫ)

  

Уважаемый Роберт Багратович!

Искренне поздравляю Вас с вручением государственной награды Азербайджанской Республики – ордена «Шохрат» (орден Славы). Это значимое событие в современной истории удинского народа, поскольку Вы первый среди удин, кто был удостоен такой высокой награды. Желаю дальнейших успехов в деле сохранения и развития удинской культуры, языка, традиции, в укреплении межнационального согласия и добрых отношений между народами Азербайджана. Надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество, на благо всех удин и всего Азербайджанского народа в целом.

С уважением, Владислав Дабаков,

Директор Информационно-Координационного Центра Удинских Общин

  

 * * *

Дорогой Роберт Багратович !

     От всех удин, наших земляков, проживающих в городе-герое Волгограде и Волгоградской области, лично от себя и семьи, от всей души, искренне поздравляю Вас с высокой государственной наградой - орденом "Шохрат" Азербайджанской Республики! Она является результатом признания на самом высоком государственном уровне Ваших заслуг как патриота, руководителя Албано-удинской христианской общины Азербайджана в деле изучения истории родной земли, развития культуры, религии, традиций и обычаев удинского этноса, сохранения памятников материальной и духовной культуры античной Кавказской Албании.

     Все мы считаем, что эта награда является высоким признанием результата Вашей работы и труда Ваших коллег, многих удин, живущих в Азербайджане, России и других странах СНГ, стремящихся прилагать все усилия для обеспечения на исторической Родине мира и толерантности, стабильности и спокойствия, укрепления согласия и доверия, дружбы между народами! 

     Как руководитель удинской общины и ученый всегда готов оказать Вам помощь и поддержку в Вашем благородном деле! Надеюсь, что будем продолжать активную работу во имя укрепления дружбы между народами, дальнейшего развития добрососедских отношений между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой!               

                                                                                                                                                            Ричард Данакари,

                                         Председатель Волгоградской областной общественной организации удин "Нидж",

                                        доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии

                                       Российской академии народного хозяйства и государственной службы

                                               при Президенте России (Волгоградский филиал).

Сайт сделан в мастерской Ivan-E