Доклад Ричарда Данакари, Председателя Правления Волгоградской областной общественной организаций удин "Нидж" на Международной конференции: "УДИНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА".

ДАНАКАРИ РИЧАРД АРАМИ,

доктор философских наук, профессор,

 

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Волгоградский филиал).

Председатель Правления Волгоградской областной общественной организации удин «Нидж»

 

Выступление на Международной научно-практической конференции «Удины: вчера, сегодня и завтра». 27 апреля 2012 года, поселок Нидж, Габалинский район, Азербайджанская Республика

 

Феномен «Азербайджанская Республика» и этническое бытие удин

Добрый день! Уважаемый Президиум, уважаемые гости и делегаты конференции! Позвольте приветствовать и поблагодарить всех Вас от имени Волгоградской общины удин, лично от себя за участие в работе конференции!

Сегодня для всех нас, удин, проживающих как на исторической Родине – в Азербайджанской Республике, так и на территории всего бывшего СССР, зарубежных стран, исторический и знаменательный день. Особо хочется поблагодарить Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева и его супругу, Мехрибан-ханум за то, что наш высокий форум, Международная конференция, проходит в поселке Нидж, в прекрасном здании, новой современной школе. Я учился здесь, в далекие 70-е годы ХХ века, правда, в старой школе, закончил ее на «отлично». В ней тогда работали прекрасные учителя, был большой интернациональный коллектив, многие выпускники успешно поступали в вузы страны.Обращаясь непосредственно к теме своего выступления, отмечу, что глобализация современного политического, экономического, социального, культурного, информационного и гуманитарного пространства изменяет цивилизации и культуры, этносы и религии. Она осуществляется в условиях формирования новой политической картины мира, возникновения, становления и развития новых государств и обществ. Происходит трансформация прежних идей, ценностей, позиций представителей многих культур и цивилизаций, языков и религий, традиций и обычаев. Движение к новой современности, формирование информационного общества сопровождается значительными миграциями, естественной и искусственной ассимиляцией, аккультурацией народов, особенно малых этносов, в том числе и удин. Эти многогранные процессы во многом не зависят от воли и желания людей, так как действия общественных законов также объективны, противоречивы и конфликтны по своей природе и сущности.Исследование многообразия бытия и культуры человечества, этики и идентичности народов, традиций и обычаев этносов носит достаточно сложный характер. Еще с античных времен известно, что только философия как универсальная наука о природе, обществе и человеке способна понять и осмыслить всю специфику прошлого, настоящего, познать сущность современного постмодернистского социума, определить перспективы будущего. Она обобщает результаты всех конкретных наук, использует междисциплинарную методологию, парадигмы, методы, принципы социологии и политологии, культурологии и этнологии, экономики и теории управления, ориентирует как на познание сущности объективной реальности, так и субъективного мира человека, прогнозирование развития человечества. Современное общество находится в состоянии риска и неустойчивости, непрерывной динамики и развития, приобретает новые качественные характеристики. На Земле существуют десятки цивилизаций, сотни разных культур, несколько тысяч этносов и этнических групп. Следует признать, что каждая из них является только частью современного мира, который как целостность превосходит простую сумму культур и цивилизаций, бытия всех этносов. Поэтому подлинным является такое знание, которое за противоречиями, конфликтами, частностями и особенностями выявляет черты всеобщности и целостности мира. Очевидно, ни одна из цивилизаций или культур, ни один этнос, даже самый большой, не может претендовать на абсолютность, универсальность, навязывать свои идеи, идеалы, ценности другим, быть эталоном для всех. Азербайджанская Республика появилась на мировой арене всего два десятилетия назад, в результате кризиса и распада Советского Союза. Что такое сегодня Азербайджанская Республика как исторический и политический феномен, новая социальная реальность и культурная целостность? Каким образом происходит формирование многонационального азербайджанского народа? Каковы его история, настоящее, перспективы, будущее?

Сегодня Азербайджанская Республика – независимое государство, субъект мировой политики и международного права, активно участвует в деятельности ООН и большинстве европейских и других международных организаций. За короткое время она завоевала авторитет и уважение во всем мире. Сегодня одна из важнейших целей – это сохранение единства, обеспечение территориальной целостности Азербайджана, объективное, справедливое, и, конечно, только мирное решение карабахской проблемы, в рамках Устава ООН и международного права.

Настоящее и будущее Азербайджанской Республики во многом зависят не столько от того, как пойдут дальнейшие процессы строительства демократического и правового государства, сколько от интеграции всего общества, единства всех этносов и этнических групп, живущих на ее территории. Рассматривая этническое бытие удин, хотелось бы признать, что сегодня материальная и духовная жизнь, интересы нашего малого этноса полностью совпадают с коренными интересами многонационального азербайджанского народа, его прошлого, исторической судьбы, настоящего и будущего.

За последние десятилетия государственными и общественными деятелями, учеными, всем научным сообществом Азербайджана сделано немало, чтобы рассказать все мировой общественности о великой древней, средневековой и современной истории, науке и культуре, искусстве и архитектуре, литературе и музыке, традициях и обычаях многонационального азербайджанского народа.

Совершая экскурс от классики к современности, отметим, что Азербайджан имеет не только богатое древнее историческое наследие, но и высокую современную материальную и духовную культуру. Во все времена в стране жили и творили известные государственные и общественные деятели, создавали всемирные шедевры великие поэты и писатели, архитекторы и скульпторы, художники и композиторы, работали ученые, специалисты. В первую очередь, следует назвать имя великого сына азербайджанского народа, общенационального лидера Гейдара Алиева. Благодаря его энергичной и титанической деятельности в 90-е годы ХХ века на древнюю азербайджанскую землю пришли мир, спокойствие, межнациональное доверие и согласие. Сегодня великое дело строительства независимого государства продолжает Президент Азербайджанской республики Ильхан Алиев.

В числе великих сыновей азербайджанского народа следует назвать Джеваншира и Бабека, Низами и Физули, Насими и Хатаи, М.Ф Ахундова и М.А. Сабира, А. Бакиханова и И. Куткашенского, С. Вургуна и М. Мушвига, У. Гаджибекова и М.Магомаевых, Бюль-Бюля, Ниязи, К. Караева, К. Керимова, Ф. Салманова и многих других. Их жизнь и деятельность является для каждого из нас примером служения Отечеству, его развитию и расцвету. Могу сказать, что и в современном Азербайджане делается очень многое для того, сохранить древнее историческое наследие, развивать науку, культуру, литературу, искусство. Хочется поблагодарить всех азербайджанских коллег, ученых, особенно историков, археологов, искусствоведов, архитекторов. Прежде всего, доктора исторических наук, профессора, член-корреспондента НАН Азербайджана Фариду Мамедову и ее коллег за самоотверженный и поистине героический труд по восстановлению и популяризации великой и славной истории азербайджанского народа, особенно истории Кавказской Албании, истории удин.

Особая благодарность присутствующим на нашей конференции всем ученым из Национальной Академии наук Азербайджана и Бакинского государственного университета. В частности, хочу выразить искреннюю признательность доктору исторических наук, профессору Рауфу Гусейнову за книгу «Удиляр», за патриотизм и любовь к родной земле, истории Азербайджана, древней Кавказской Албании. В этот знаменательный день следует вспомнить имена славных сынов азербайджанского народа, таких ученых, как академики Играр Алиев и Зия Буниятов, профессор Гамаршах Джавадов.

Хочется также поблагодарить моих коллег, ученых из Москвы, научных сотрудников с Института Востоковедения и Института Языкознания Российской Академии наук: Юрия Ландера, Дмитрия Ганенкова и Тимура Майсака, за участие в работе Международной конференции, выпуск «Удинского сборника», активную подвижническую деятельность по изучению нашей истории, языка, культуры, традиций.

Сегодня наши земляки, выходцы из исторической Родины –Азербайджанской Республики: азербайджанцы, удины, лезгины, аварцы, талыши, представители других национальностей, живущие в Российской Федерации, стараются не просто рассказать о великом историческом наследии, но и сохранить, развивать и укреплять российско-азербайджанские связи. Нам часто приходится вступать в дискуссии, сообщать правду об истории и современной ситуации в Азербайджане, рассказать о событиях вокруг Нагорного Карабаха, виновниках продолжающейся до сих пор великой трагедии, миллионах беженцев и переселенцев.

В укреплении российско-азербайджанских отношений, творческом использовании нашего общего наследия большая роль принадлежит журналисту и писателю из Азербайджана Рамину Мамедову, нашему земляку из села Бум Габалинского района. Его писательская и журналистская деятельность по праву равна работе целого коллектива научно-исследовательского института. Благодаря его трудам, особенно книге «Сыны Страны Огней в истории России», тысячи людей за пределами Азербайджанской Республики узнали, насколько талантливы люди нашей древней земли. В его трудах рассказывается об ученых и писателях, врачах и строителях, инженерах и конструкторах, руководителях предприятий и бизнесменах, выходцах из Азербайджана, внесших свой вклад в науку и культуру, экономику и социальную сферу Российской Федерации. Рамина Мамедова можно по праву считать послом мира и дружбы между народами России и Азербайджана. Благодаря его деятельности формируется новый, реальный образ современного Азербайджана, рассказывается о главном его богатстве – людях.

Сегодня, с этой трибуны, я выступаю в нескольких ипостасях, лицах, как удин, ученый, гражданин Российской Федерации. Могу сказать, что российское общество является намного полиэтничным и многоконфессиональным, чем другие. Больше 200 коренных наций и этносов, многонациональные мегаполисы, совместное бытие представителей всех мировых и национальных религий, нетрадиционных конфессий – таков социальный портрет России в настоящее время. Жизнь в таком многосоставном и полиструктурированном обществе предполагает искусство диалога, общения и коммуникации, стремление понять идеи и цели, культуру и ценности людей разных культур и цивилизаций, живущих вместе. Сегодня перед Российской Федерацией стоит сложнейшая задача по интеграции представителей разных культур и цивилизаций, формированию новой исторической общности – многонационального российского народа.

Обращаясь к исследованию бытия удин, их истории и культуре как особых феноменах, отметим следующее. Во-первых, сложность познания истории и измерения культуры предполагает исследование весьма сложной и многогранной системы понятий, наличие реального объекта, предмета, постановку целей и решение задач, применение научных законов и закономерностей. Во-вторых, все феномены разворачиваются в социальном пространстве и времени, требуют исторического рассмотрения. Другими словами, проблема интерпретации «картины мира» каждого народа, в том числе и удин, предполагает постановку следующих вопросов: кто и откуда они? Каков мир, в котором живут удины? Что определяет специфику их культуры, идентичность?

Рассматривая бытие удин, особенно на исторической Родине, отметим, что оно насыщено особыми «тонкими» видами социальных и культурных импульсов. Сегодня сравнивать их, используя только рациональные типы знания, формальную логику, практически невозможно, потому что их корни, источники скрыты в глубинах человеческой души, в тайниках культуры, заполнено мифами, легендами. Известно, что люди, принадлежащие к одному языку, религии, традиции в диалоге между собой часто не задумываются о своей культурной специфике, т.к. понимание своей идентичности, самости, «Я», дано им от рождения.

Удины всегда жили в поликультурной среде, вместе с представителями разных этносов и религий. Поэтому диалог, взаимодействие и партнерство присуще им изначально, детерминировано многообразием и общностью бытия. Поэтому они всегда свободно и спокойно воспринимали социальные ценности и культурные коды разных цивилизаций, понимали людей других культур, живущих рядом с ними. Сегодня этническое бытие удин как совокупность деятельности, норм, традиций, убеждений и идеалов задает значительную ценностную модель, идентичность, направления и векторы будущего развития.

Для удина в силу своего миролюбия, толерантности и уважения, всегда было легко сравнивать себя и понять «жизненный мир» Другого, ценности и традиции окружающих, людей разных национальностей и религий, сравнивать объекты и процессы своей культуры с иной культурой, переноситься в другое социальное и культурное измерение. Сегодня огромный исследовательский интерес, значительную ценность представляет этническая идентичность, самость удин. Удивительно: как и каким образом, через многие тысячелетия, удины сумели сохранить собственную социальную и культурную идентичность? Как осуществляют они в настоящее время процедуру понимания другого? Могу сказать, что культура удин, объективируя непрерывно меняющуюся реальность, выявляя собственные смыслы и значения, гармонично сосуществует с другими культурами.

Нам представляется, что для понимания идентичности удин, их этничности, ответов на многие вопросы исторического и современного бытия удинского народа, необходимо преодолеть логику великого античного философа Аристотеля, основанную на законе исключения третьего: или это истина – или ложь, или добро – или зло, третьего не дано. Западная традиция монологична, требует от партнеров достаточно жестких и однозначных ответов: да или нет.

Удинская культура и традиция всегда была толерантной, она коммуникативна, внимательна и уважительна к собеседнику. В ней не принято ставить партнера перед жестким однозначным выбором и требованием однозначных ответов. Наша традиция имеет существенные отличия, в ней не принято опираться только на закон исключения третьего; она диалогична. Это всегда диалог равноправных субъектов, принятие иной логики, человека «другого» мира, несмотря на то, что собеседник является представителем другого этноса, языка, религии, вообще, другой культуры или цивилизации.

Действительно, сегодня, в условиях глобализации, западная логика, вторгаясь в тонкую ткань человеческих отношений, навязывая миру свои ценности, становится разрушительной для других цивилизаций. Наше бытие, несмотря на восприимчивость к достижениям модернизации, часто не вписывается в такую логику, люди здесь живут в другом измерении. Очевидно, что современность может использовать только синтетическую логикулогику взаимосвязанного, взаимозависимого полиэтнического и поликультурного партнерства. Культура диалога и понимания позволяет выявлять единое в различном и различное в едином. Следовательно, единство различных форм в культуре поддерживается не только тождеством, но и различием их природы, гармонией социокультурной идентичности.

Следовательно, реальное бытие удин и мир их идентичности можно понять, если использовать принципы диалога, герменевтики, понимающего знания и дополнительности. Сегодня только путь совместного рационального и нерационального понимания может быть адекватным для культурного восприятия многообразия мира. Человек прибывает в особом, символическом универсуме культуры, он не сможет просто жить, если будет подчиняться только объективным законам и закономерностям, строго следовать фактам. Напротив, человек сам является тайной, погружен в историю, природу древних мифов и современных символов, использует лингвистические формы языка и художественные образы, опирается на традиции и ритуалы.

Культуру удин следует рассматривать как объективную реальность и ценностную категорию. Она одновременно традиционна и динамична, включает эстетическую фантазию и моральные императивы, эмоциональные оценки и значительные запреты, табу. Культуру следует понимать как путь, процесс производства и непрерывного воспроизводства материального и духовного, рационального и нерационального: событий, фактов, мифов, легенд, артефактов, кодов, шифров.

Обратим внимание еще на одну особенность. Сегодня никак нельзя интерпретировать древние культуры и традиционные цивилизации как патриархальные, закрытые, отсталые, архаичные. Логика цивилизационных взаимодействий народов, межличностных отношений людей интерсубъективна. Она предлагает посмотреть на многообразие мира не просто с разных сторон, аспектов, другими глазами, а именно, глазами Другого. Следует сожалеть о том, что Всеобщая Декларация прав человека, принятая ООН в декабре 1948 года, существующие в ней статьи об идеях свободы, демократии и правах человека, приоритетны, как оказалось, только с точки зрения эгоизма и индивидуализма. Давно пора дополнить ее Декларацией обязанностей человека, о чем на нашей планете стали говорить только сегодня, когда результаты индивидуализма и анархизма, национализма и шовинизма обернулись разрушением государств, обществ, глобальным гуманитарным кризисом.

Сегодня с трибуны нашей Международной конференции мне хотелось рассказать немного о деятельности недавно созданной Волгоградской областной общественной организации удин «Нидж». Она осуществляется в рамках законодательства Российской Федерации. Отмечу, что сегодня в Волгограде и области действуют около 40 национальных общественных объединений и этнических диаспор. Большинство из них активно взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления в деле обеспечения социально-политической стабильности, возрождения и развития, взаимопонимания и доверия между народами, живущими в регионе.

В настоящее время Россия, в отличие от многих государств, представляет собой федерацию республик, краев, областей, особую полиэтническую и поликонфессиональную целостность. Она результат тысячелетнего совместного существования разных этносов и цивилизаций, длительного социального и культурного процесса, а не современных территориальных изменений и миграционных перемещений. В силу этого важнейшими факторами единства страны являются исторические и духовные связи, культурное взаимодействие людей разных национальностей.

На территории Российской Федерации ныне проживает больше 4 тысяч 120 удин. Касаясь Волгоградской области, отметим, что на ее славной и героической земле первые удины появились в 80-е-годы ХХ века; некоторые остались здесь после службы в Советской Армии. За ними приехали другие, чтобы учиться в институтах и техникумах, работать на заводах и стройках. В их числе А. Заргаров, Р. Мурадари, Н. Фалчари, Ж. Мамиконов. Одним из первых среди удин, по комсомольской путевке, в Волгоград приехал Артур Сардари. Отметим, что основная масса волгоградских удин также эмигрировала из Азербайджанской ССР в конце перестройки и в 90-е годы ХХ века, когда по вине Армении и под влиянием ее заграничных диаспор разгорелся межнациональный конфликт вокруг Нагорного Карабаха, а затем началась и полномасштабная война между соседними республиками.

Став гражданами России, удины, несмотря на все сложности и проблемы переходного периода, непрерывные кризисы, смогли найти кров и пищу, интегрироваться в новое сообщество. За два десятилетия им удалось получить образование, профессию, трудоустроиться. В настоящее время в Волгограде и области живет около 300 человек. Большинство из них компактно проживает в сельском поселении Дубовый Овраг Светлоярского района области. В городе-герое Волгограде живет около 100 удин. Среди них есть преподаватели вузов, врачи, экономисты, юристы, учителя, предприниматели, работники предприятий, сферы торговли и услуг.

Возвращаясь к советской истории, отметим, что волна массовой миграции удин началась со второй половины ХХ века. Развитие народного хозяйства в СССР, призывы на ударные комсомольские стройки страны привлекли и часть удинской молодежи. После окончания русской средней школы многие из них стали уезжать учиться и работать в разные города страны. Главной целью молодежи стало получение высшего и среднего специального образования, достижение высоких карьерных возможностей и, соответственно, лучшей жизни, необходимость в самореализации.

Однако почти до конца прошлого столетия основным местом проживания удин все же продолжали оставаться села Нидж, Варташен, Мирзабейли, Солтан-Нуха в Азербайджане, а также Октомбери в Грузии. Однако распад Советского Союза, начало армяно-азербайджанского конфликта, а затем резкое ухудшение социально-экономического положения в стране заставили немалое количество удин покинуть родные места. Сегодня многие из них освоились на новом месте, являются гражданами разных стран СНГ. Наибольшее количество удин живет в Российской Федерации. Их сегодня в России больше, чем на исторической родине. Эмиграция в Российскую Федерацию, в первую очередь, была связана с тем, что она признала себя правопреемницей СССР, всегда была содружеством различных народов, культур и цивилизаций.

Разрушение Советского Союза и последующее резкое ухудшение политического и социально-экономического положения в Азербайджане заставило значительное количество удин покинуть свои родные и обжитые места. Волна миграции в конце перестройки и начале карабахского конфликта приобрела массовый характер. Немалое количество удин с конца 80-х-годов ХХ века и до начала нового столетия переехали из своей исторической Родины - Азербайджана, на постоянное место жительство в Российскую Федерацию. Многие из них оказались в Южном и Северокавказском Федеральных округах. В первую очередь, они переехали в наиболее близкие для них субъекты Российской Федерации: Краснодарский и Ставропольский края, в Ростовскую, Астраханскую, Волгоградскую области.

Естественно, что на Юге Российской Федерации, где уже несколько тысячелетий совместно проживают представители многих коренных наций, этносов и религий, культур и цивилизаций, удинам легче всего оказалось адаптироваться. Причинами такого единства в многообразии заложены в исторических, социально-политических, экономических и культурных основах бытия и традиций народов. Для удин существенную роль сыграло геополитическое положение Юга России на карте мира, его близость к государствам Закавказья, наличие ведущих транспортных артерий и экономическая инфраструктура. Несмотря на то, что в современный период здесь произошли определенные социальные, политические, культурные, этнические и демографические изменения, переселение в Россию произошло без значительных издержек.

Как отмечали, в числе положительных факторов оказались многоязычие и толерантность удин. Они с детства знают удинский, азербайджанский и русский языки. Хорошо знают историю России, русскую литературу и культуру. Все это значительно облегчил процесс адаптации переселенцев к новой социальной, культурной, языковой и духовной среде. Естественно, что огромное значение имели материальные, экономические факторы, хотя за последние годы в числе важных оказались причины духовного порядка (язык, культура, религия, традиции, быт и пр.).

Возвращаясь к этнической проблематике, отметим, что в ноябре 2011 года в сельском поселении Дубовый Овраг Светлоярского района удины, живущие в Волгограде и области, провели общее организационное собрание. На нем было решено создать Волгоградскую областную общественную организацию удин «Нидж», избрать Правление и руководящий состав. Председателем Правления был избран профессор Ричард Данакари, а секретарем - учительница Тамара Даллари. В состав Правления вошли: Р.Ашувари, Р. Мурадари, Н. Фалчари, О. Заргаров, А. Данакари и другие. Было предложено более активно распространять информацию о жизни и деятельности удин, наладить тесное взаимодействие с Министерством по делам казачества и национальных отношений Администрации Волгоградской области и Комитетом по делам культуры мэрии Волгограда, со всеми национальными общественными объединениями, более активно представлять интересы удин в органах государственной власти и местного самоуправления. Одновременно перед общественной организацией были поставлены конкретные задачи по представительству и защите интересов общины в муниципальных образованиях, выступлению с инициативами по различным вопросам общественной жизни.

В январе 2012 года прошло очередное собрание представителей общины и заседание Совета Старейшин. Присутствующие предложили более активно вести общественную работу среди многонационального населения, по месту жительства, наладить информационную работу, подготовить выпуск газет, статей, брошюр, наладить тесное взаимодействие с исторической Родиной – Азербайджанской Республикой, с поселком Нидж, со всеми удинскими общинами России и стран СНГ.

Следует сказать, большинство удин Волгограда и области поддерживают между собой тесные связи. Они постоянно собираются на праздники, юбилеи, вместе отмечают Рождество, Пасху, Первомай. Правда,1Мая – День международной солидарности трудящихся, отмечается обычно с выездом на природу. На следующий день проводится коллективная «маевка», когда вместе собираются многие земляки, их соседи, родственники, друзья. «Маевка» проходит с застольем, музыкой и танцами. Естественно, что на праздничных торжествах всегда присутствуют гости, представители многих национальностей, живущих в нашем полиэтническом сообществе.

Переехав в Россию на постоянное место жительства, удины продолжают сохранять многие этнические признаки, идентичность. Однако жизнь вносит свои естественные коррективы, постепенно идет процесс естественной ассимиляции и аккультурации, забываются родной язык, традиции, обычаи, многие элементы быта. Сегодня удины, интегрировавшись в многонациональное российское общество, работают на государственной и муниципальной службе, в правоохранительных структурах, являются индивидуальными предпринимателями, имеют свои фирмы, занимаются бизнесом. Некоторые из них трудятся непосредственно на производстве, в сфере городского хозяйства, торгового обслуживания и услуг. Удины, живущие в муниципальных районах и сельских поселениях, преимущественно занимаются своим личным подсобным хозяйством, разводят крупный рогатый скот, свиней, овец и птиц, а в летний сезон большинство заняты овощеводством и бахчеводством.

Как известно, осенью 2011 года в Краснодаре, на встрече удинских общин России и Культурного Центра «Орайин» и Албано-удинской религиозной общины Азербайджана было принято решение о проведении в поселке Нидж Международной конференции. В течение всех этих месяцев Правлению нашей Волгоградской общественной организации неоднократно приходилось проводить собрания, индивидуальные встречи с удинами. Встречи проходили как в Волгограде, так и сельском поселении Дубовый Овраг. Они показали, что подавляющее большинство удин, живущих вдали от Родины, искренно переживают за положение дел в Азербайджане, судьбу поселка Нидж, беспокоятся за сохранение родного языка, культуры, истории. В результате общения с земляками удалось собрать их просьбы и пожелания. Позвольте сегодня, с этой трибуны, кратко информировать о них участников нашей конференции:

  1. Обратиться к Президенту Азербайджанской Республики с просьбой об ускорении работ по превращению поселка Нидж как единственного компактного ареала проживания удин, сохранения языка, культуры, самобытности, религии, традиций, обычаев во всемирный историко-культурный музей под открытым небом с международным статусом, широкими полномочиями, льготами и привилегиями.

  2. Совместно с органами государственной власти, научными и культурными учреждениями, общественными организациями Азербайджанской Республики подготовить программу: «Основные направления социально-экономического развития и духовно-культурного возрождения поселка Нидж на 2012-2020 гг.».

  3. Всем удинским общинам, представителям предпринимательских структур совместно с органами исполнительной власти, муниципалитетом изыскать возможность создания современного и культурно-информационного Центра, строительства Дома торжеств в поселке Нидж. Оказать всемерную помощь и поддержку в превращении родного поселка в современный индустриальный агрогородок с газопроводом и водопроводом.

  4. Руководителю муниципалитета, представителю главы администрации Габалинского района в поселке Нидж, председателю Культурного центра «Орайин», директорам школ, усилить работу, контроль, помощь и поддержку в подготовке выпускников школ, будущих ученых и специалистов.

  5. Во всех средних школах создать факультативные группы среди старшеклассников по математическим и общественно-гуманитарным наукам с целью обучения в бакинских и российских вузах на азербайджанском, русском и английском языках, для подготовки будущих инженеров, врачей, технологов, строителей, историков, археологов, лингвистов, искусствоведов, способных обеспечить не только социально-экономическое, но и культурное возрождение поселка Нидж.

Подводя итоги, отметим, что деятельность Волгоградской областной общественной организации удин «Нидж» направлена на обеспечение социально-политической стабильности как в регионе, так и в Южном и Северо-Кавказском Федеральном округах, сохранение мира и согласия, развитие дружбы между народами, интеграцию в многонациональное и поликонфессиональное российское общество. В числе важнейших целей организации – сохранение удинского языка, истории, культуры, традиций, обычаев, этнической идентичности.

Возвращаясь к тематике нашей Международной конференции, признаемся, что познание истории, языка, материальной и духовной культуры удин, определение настоящего и перспектив будущего, не является самоцелью. Знакомство с нашим прошлым необходимо не просто для попыток новой интерпретации и политической спекуляции на истории, оно необходимо, чтобы понять наше настоящее, самих себя, открывать новые возможности для современного и будущего развития. Изучение истории и культуры Кавказской Албании, удинского народа раскрывают новые пласты древности, дают дополнительную информацию о событиях и фактах минувших эпох, жизни предков. Конечно, больно и обидно, как были утрачены огромные исторические и культурные ценности, упущено безвозвратно и никогда уже не вернется многое из великого наследия. Однако мы оптимисты, потому что даже крупицы знания прошлого дают нам возможность, знаки для настоящего, помогают возрождению удинской культуры и духовности, помогают осуществить связь времен, которая и делает культуру сокровищницей человеческого духа.

Действительно, чтобы понять природу и сущность нации и этноса, необходимо обратиться не только к настоящему народа, но и его далекому прошлому, истории, образам, мифу, ритуалам, генетическому и культурному коду. Исследование антропологов, этнологов, культурологов подтверждает эвристическое значение генетического подхода. Древние архетипы, этнические и религиозные ценности объективируются в современной культуре, действиях и поступках, делают устойчивой социальную и культурную жизнь людей. Чтобы понять современные традиции, надо опять-таки обратиться к истокам, так как традиции, обычаи, ритуалы намного облегчают человеку индивидуальную и общественную жизнь, когда он их выполняет. Только в процессе сравнения разных культур, идентичностей, ценностей других цивилизаций мы можем прийти к осознанию своих, родных, глубинных архетипов и кодов, влияющих на нас, формирующих нашу современность и будущее.

Благодаря социальной и культурной энергетике, непрерывно воспроизводимые традиции, обычаи, архетипы и ритуалы сплачивают представителей каждого народа, словно невидимый магнит. Вне этой связи этносы не имеют шансов формироваться и развиваться. Сегодня сложно научными способами объяснить вопрос о возникновении символов, архетипов культуры. Можем лишь с удивлением констатировать, что у всех народов символический мир разный. Например, конфуцианский идеал «благородного мужа», «арийская восьмизвенная стезя», христианский идея соборности, путь «воинов Аллаха», — все это разные способы постижения мира. Важно использовать положительный потенциал существующих в поселке Нидж религий: идеи православного христианства и ислама. Важно объединить всех людей на основе общих интересов многонационального азербайджанского народа, направить их деятельность на благо Отечества, на общее дело, созидательный труд, творение добра и поиск истины.

В настоящее время для каждого удина задача состоит не в том, чтобы просто проделать «обратный путь», заново «открывать» древнюю историю, язык, культуру, традиции. Знание истории, памятников материальной и духовной культуры, интерпретация существующих на них знаков и символов, дешифровка и разгадка содержания древних архетипов и кодов, скрытых в них смыслов нужны для того, чтобы придать высшую цель жизни и бытию каждого удина – служить общему благу.

Сегодня интересы многонационального азербайджанского народа, в том числе и удин, через единство нашей древней и средневековой истории, культуры, традиций с необходимостью предполагают непрерывное движение к современности, к новой целостности общества и государства, к нашему общему будущему.

Сайт сделан в мастерской Ivan-E